
Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим известна история о человеке, которому Богом было открыто, что чего бы он ни попросил, его соседу будет дано в два раза больше. Снедаемый завистью о возможном богатстве ближнего, он попросил у Господа лишить его одного глаза, только бы его соседу было хуже. Формально его просьбу можно отнести к молитве, но совершенно очевидно, что в ней нет ничего христианского. Что же делает молитву христианской и чему она должна быть посвящена в первую очередь? Отчасти на этот вопрос можно найти ответ в 1-й главе послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
8 который и известил нас о вашей любви в духе.
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,
11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью
Всякий верующий человек имеет опыт молитвы. Причем молитвы не только о себе, но и о других людях. Однако в силу того, что опыт молитвы знаком практически каждому, со стороны он кажется простым и очевидным, так что многие не задумываются о том, что такое молитва, о чём молиться можно и нужно.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел пересказывает Колоссянам содержание своей молитвы о них. Воспринимая молитву как дело глубоко личное и интимное, кто-нибудь этому удивится. Зачем рассказывать кому-то о своей молитве? Но в данном случае апостол Павел не столько информировал своих учеников о собственном опыте, сколько указывал им путь духовного роста.
Итак, Павел молится о том, чтобы ученики исполнились познанием воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном. Просьба эта важнейшая, потому что всё действительно начинается с познания воли Творца. Что делает ученик, который не знает задания или способа его выполнения? Он либо не делает ничего, либо действует на свой страх и риск, ошибаясь и допуская неточности. Любящий и ответственный педагог всегда сообщает ученикам, чего будет ждать от них при следующей встрече. Понимая это, мы можем спросить: что же является заданием, исполнения которого будет ждать от нас Бог? Ответ прост: это заповеди. Он дал нам Свой закон и сказал, что спросит о его исполнении, когда вернётся. Причём Спаситель Сам, а вслед за Ним и Его ученики разъясняли заповеди довольно подробно, чтобы каждый обратившийся был способен понять, что и как следует делать.
Но, если первая просьба апостола кажется хоть сколько-нибудь реальной, ведь как существа разумные мы обычно способны понять, чего от нас ждут, то вторая просьба кажется совершенно неисполнимой, так как апостол молится о том, чтобы ученики не просто знали волю Божию, но во всём поступали достойно Бога, то есть соответствовали Ему в своей деятельности, а это уже гораздо сложнее. Мы можем сколько угодно уточнять задание и стараться его понять, но что делать, если оно нам не под силу? Никто ведь не задаёт в первом классе задания для выпускников. Возникает резонный вопрос: разве мы боги, чтобы поступать в мире так же, как Господь?
Но апостол Павел, конечно, не имеет в виду того, чтобы мы в буквальном смысле стали могущественными, как Творец, он лишь хочет, чтобы мы соответствовали Ему на своём уровне. Более того, собственно, для этого он и обращается к Богу, чтобы Господь не только открыл верующим Свою волю, но и подал всякую силу и могущество, для того чтобы её осуществить. Любой, кто пробовал это сделать, знает, как это непросто, поэтому и завершает апостол свою молитву просьбой о том, чтобы стойкость, долготерпение и радость сопровождали учеников на этом пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема