
Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многим известна история о человеке, которому Богом было открыто, что чего бы он ни попросил, его соседу будет дано в два раза больше. Снедаемый завистью о возможном богатстве ближнего, он попросил у Господа лишить его одного глаза, только бы его соседу было хуже. Формально его просьбу можно отнести к молитве, но совершенно очевидно, что в ней нет ничего христианского. Что же делает молитву христианской и чему она должна быть посвящена в первую очередь? Отчасти на этот вопрос можно найти ответ в 1-й главе послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
8 который и известил нас о вашей любви в духе.
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,
11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью
Всякий верующий человек имеет опыт молитвы. Причем молитвы не только о себе, но и о других людях. Однако в силу того, что опыт молитвы знаком практически каждому, со стороны он кажется простым и очевидным, так что многие не задумываются о том, что такое молитва, о чём молиться можно и нужно.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел пересказывает Колоссянам содержание своей молитвы о них. Воспринимая молитву как дело глубоко личное и интимное, кто-нибудь этому удивится. Зачем рассказывать кому-то о своей молитве? Но в данном случае апостол Павел не столько информировал своих учеников о собственном опыте, сколько указывал им путь духовного роста.
Итак, Павел молится о том, чтобы ученики исполнились познанием воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном. Просьба эта важнейшая, потому что всё действительно начинается с познания воли Творца. Что делает ученик, который не знает задания или способа его выполнения? Он либо не делает ничего, либо действует на свой страх и риск, ошибаясь и допуская неточности. Любящий и ответственный педагог всегда сообщает ученикам, чего будет ждать от них при следующей встрече. Понимая это, мы можем спросить: что же является заданием, исполнения которого будет ждать от нас Бог? Ответ прост: это заповеди. Он дал нам Свой закон и сказал, что спросит о его исполнении, когда вернётся. Причём Спаситель Сам, а вслед за Ним и Его ученики разъясняли заповеди довольно подробно, чтобы каждый обратившийся был способен понять, что и как следует делать.
Но, если первая просьба апостола кажется хоть сколько-нибудь реальной, ведь как существа разумные мы обычно способны понять, чего от нас ждут, то вторая просьба кажется совершенно неисполнимой, так как апостол молится о том, чтобы ученики не просто знали волю Божию, но во всём поступали достойно Бога, то есть соответствовали Ему в своей деятельности, а это уже гораздо сложнее. Мы можем сколько угодно уточнять задание и стараться его понять, но что делать, если оно нам не под силу? Никто ведь не задаёт в первом классе задания для выпускников. Возникает резонный вопрос: разве мы боги, чтобы поступать в мире так же, как Господь?
Но апостол Павел, конечно, не имеет в виду того, чтобы мы в буквальном смысле стали могущественными, как Творец, он лишь хочет, чтобы мы соответствовали Ему на своём уровне. Более того, собственно, для этого он и обращается к Богу, чтобы Господь не только открыл верующим Свою волю, но и подал всякую силу и могущество, для того чтобы её осуществить. Любой, кто пробовал это сделать, знает, как это непросто, поэтому и завершает апостол свою молитву просьбой о том, чтобы стойкость, долготерпение и радость сопровождали учеников на этом пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Операция на глаза для Ярослава из Воронежской области

Пятилетний Ярослав Сумин из Воронежской области живёт с детским церебральным параличом. Это значит, что двигаться свободно он не может и ходит с трудом. Но мальчик много занимается со специалистами в медцентре и с мамой дома, чтобы через пару лет пойти в школу.
Реабилитологи по-доброму зовут Ярослава «профессор». Он любознательный и всегда готов поддержать разговор на любую тему. Ещё Ярик настоящий стратег, любит играть со старшим братом в шахматы и продумывать разные ходы.
Невзирая на свои особенности, мальчик тянется к другим ребятам, хочет с ними общаться. Гуляет он с ходунками или тростями, поэтому включаться в подвижные игры пока не может. Зато с удовольствием участвует в прятках.
Жить полноценно Ярославу мешают не только двигательные нарушения. Вдобавок ко всему у него косоглазие. Оно не даёт ему ориентироваться в пространстве, делает всё вокруг размытым и постепенно ухудшает зрение. Обрести ясный взгляд ребёнку поможет операция. Сделать бесплатно её невозможно.
Собрать необходимую сумму на операцию семье из Воронежской области помогает фонд «Провидение». На сайте фонда есть подробная история пятилетнего Ярослава Сумина, а также возможность его поддержать.
Ещё помочь Ярославу можно, отправив СМС на номер 3443 со словом «Ярослав» и любой суммой перевода. Например, «Ярослав 300».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать в госпиталях Москвы и в зоне СВО

Татьяна — дипломированный экономист и юрист, успешно строит карьеру. Но это для неё не самое главное в жизни. Настоящую радость ей приносит забота о ближних. С свободное время Татьяна трудится сестрой милосердия в госпиталях Москвы и не только, ухаживает за пациентами.
Её путь волонтёра начался во время пандемии коронавируса, в 2021 году. Тогда женщина откликнулась на призыв Русской Православной Церкви о помощи в так называемых «красных зонах», где находились люди в тяжёлом состоянии. Татьяна прошла медицинские курсы по уходу в Учебном центре московской больницы святителя Алексия. И спустя неделю отправилась помогать пациентам в стольных больницах.
В 2022 году Татьяна вновь окончила курсы, но уже по уходу за раненными. Несколько раз выезжала на Донбасс, а сейчас продолжает своё служение в московских госпиталях. Татьяна делает перевязки раненным бойцам, помогает им помыться и не только. Как-то, в разговоре с пациентом, на вопрос — зачем она здесь, Татьяна ответила: «По зову сердца. Вот придём к вам, помоем, побреем — вы чистенькие, улыбаетесь, и знаете, как потом на душе хорошо становится. Устаёшь, конечно, но вот это чувство счастья и радости, оно дороже всех денег».
Помощь по уходу в больницах и госпиталях всегда востребована. От неё зависит выздоровление и самочувствие пациентов. Если вы хотите помогать в медицинских учреждениях Москвы и Московской области, а также раненым в зоне специальной военной операции, вы можете пройти бесплатные курсы в Православной Больнице Святителя Алексия. Новая группа набирается каждый месяц. Чтобы узнать об этом больше и записаться на курсы, заходите на сайт Больницы, в раздел «Важная информация».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о присоединении Астраханской земли к России в 50-х годах 16-го века, о предпосылках и последствиях этого события и о его основных участниках.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час