
Кол., 249 зач. (от полу́), I, 3-6.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У нас нет оснований подозревать апостола Павла в лукавстве, однако некоторые его слова звучат настолько фантастически, что впору задуматься если и не о честности апостола, то, как минимум, о себе самих, потому как восприятие слов истинными или ложными — это во многом вопрос опыта и знаний, и если нам что-то кажется невероятным, то это вовсе не означает невозможности, это может указывать и на нашу низкую компетентность. Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит отрывок из 1-й главы Послания апостола Павла к Колоссянам. Это краткий и удивительный отрывок. Давайте послушаем его.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,
Как и всегда в начале своих посланий, в первых стихах Послания к Колоссянам апостол Павел произносит благословение и благодарение. В этом нет ничего неожиданного, таким был обычай, сопряжённый с желанием святого апостола. Удивительное начинается дальше, там, где, заканчивая приветственные слова, апостол Павел констатирует, что «истинное слово благовествования», пребывая в колосской общине, «проносит плод, и возрастает».
Конечно, на первый взгляд кажется, что ничего удивительного в этом нет: да, христиане Колосс услышали о Христе, были научены евангельской жизни, а потому-то в их общине слово Христово приносит свой плод, люди меняются и восходят к новой жизни во Христе. Чего ж тут странного?
Здесь, конечно же, ничего странного нет, именно так и должно быть. Странно другое: если так было в Колоссах, если так должно быть, то почему мы не в состоянии сказать о себе самих, что истинное слово благовествования приносит в нас плод и возрастает? Почему мы, прекрасно зная учение Господа нашего Иисуса Христа, обладая сокровищем апостольского учения и святоотеческой письменности, имея храмы и таинства, чаще всего не чувствуем в себе никакого плода истинного слова благовествования? Более того, мы зачастую оказываемся неспособны внятно объяснить, какой же именно плод имел в виду апостол Павел. Почему слова апостола, если их применять к нам, начинают звучать как нечто странное и бесконечно далёкое от нашей жизни?
Совершенно очевидно, что дело здесь не в евангельском слове, которое не могло утратить свою силу, и не в апостоле Павле, ведь он писал и о проблемах, в том случае, если они были в той или иной общине. Дело в нас. В том, что мы иначе относимся к евангельскому слову, оно перестало быть для большинства из нас словом для руководства, и превратилось в явление культуры, в памятник древней литературы, мы всерьёз не понимаем, да и не хотим понимать, каким образом можно жить по Евангелию, каким образом применять слова Христа в нашей повседневности.
Но вот в чём проблема: жизнь человека во все времена представляет собой приблизительно одно и то же. Те же проблемы, те же беспокойства, та же необходимость бороться за жизнь и отвоёвывать себе «место под солнцем». Евангелие в этом не может помочь. Однако оно может помочь в другом: оно способно сделать все наши житейские проблемы и не проблемами вовсе, а тем путём, который может привести в Царство Небесное. Надо лишь воспринять Евангелие как руководство к действию. Без отговорок и без удобных толкований.
Христиане древних Колосс сумели это сделать, а потому-то Евангелие в их общине начало приносить свой плод, люди начали меняться, и их приоритетом стало служение Богу и людям, а не бесконечно увеличивающийся объём потребления. Дай Бог, чтобы пример наших братьев по вере побудил нас изменить своё отношение к Слову Христову, и чтобы Его Слово жило в нас, действовало, и приносило не меньший плод, чем в древних христианских общинах!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов