
Кол., 249 зач. (от полу́), I, 3-6.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У нас нет оснований подозревать апостола Павла в лукавстве, однако некоторые его слова звучат настолько фантастически, что впору задуматься если и не о честности апостола, то, как минимум, о себе самих, потому как восприятие слов истинными или ложными — это во многом вопрос опыта и знаний, и если нам что-то кажется невероятным, то это вовсе не означает невозможности, это может указывать и на нашу низкую компетентность. Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит отрывок из 1-й главы Послания апостола Павла к Колоссянам. Это краткий и удивительный отрывок. Давайте послушаем его.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,
Как и всегда в начале своих посланий, в первых стихах Послания к Колоссянам апостол Павел произносит благословение и благодарение. В этом нет ничего неожиданного, таким был обычай, сопряжённый с желанием святого апостола. Удивительное начинается дальше, там, где, заканчивая приветственные слова, апостол Павел констатирует, что «истинное слово благовествования», пребывая в колосской общине, «проносит плод, и возрастает».
Конечно, на первый взгляд кажется, что ничего удивительного в этом нет: да, христиане Колосс услышали о Христе, были научены евангельской жизни, а потому-то в их общине слово Христово приносит свой плод, люди меняются и восходят к новой жизни во Христе. Чего ж тут странного?
Здесь, конечно же, ничего странного нет, именно так и должно быть. Странно другое: если так было в Колоссах, если так должно быть, то почему мы не в состоянии сказать о себе самих, что истинное слово благовествования приносит в нас плод и возрастает? Почему мы, прекрасно зная учение Господа нашего Иисуса Христа, обладая сокровищем апостольского учения и святоотеческой письменности, имея храмы и таинства, чаще всего не чувствуем в себе никакого плода истинного слова благовествования? Более того, мы зачастую оказываемся неспособны внятно объяснить, какой же именно плод имел в виду апостол Павел. Почему слова апостола, если их применять к нам, начинают звучать как нечто странное и бесконечно далёкое от нашей жизни?
Совершенно очевидно, что дело здесь не в евангельском слове, которое не могло утратить свою силу, и не в апостоле Павле, ведь он писал и о проблемах, в том случае, если они были в той или иной общине. Дело в нас. В том, что мы иначе относимся к евангельскому слову, оно перестало быть для большинства из нас словом для руководства, и превратилось в явление культуры, в памятник древней литературы, мы всерьёз не понимаем, да и не хотим понимать, каким образом можно жить по Евангелию, каким образом применять слова Христа в нашей повседневности.
Но вот в чём проблема: жизнь человека во все времена представляет собой приблизительно одно и то же. Те же проблемы, те же беспокойства, та же необходимость бороться за жизнь и отвоёвывать себе «место под солнцем». Евангелие в этом не может помочь. Однако оно может помочь в другом: оно способно сделать все наши житейские проблемы и не проблемами вовсе, а тем путём, который может привести в Царство Небесное. Надо лишь воспринять Евангелие как руководство к действию. Без отговорок и без удобных толкований.
Христиане древних Колосс сумели это сделать, а потому-то Евангелие в их общине начало приносить свой плод, люди начали меняться, и их приоритетом стало служение Богу и людям, а не бесконечно увеличивающийся объём потребления. Дай Бог, чтобы пример наших братьев по вере побудил нас изменить своё отношение к Слову Христову, и чтобы Его Слово жило в нас, действовало, и приносило не меньший плод, чем в древних христианских общинах!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема