
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Кол., 252 зач., I, 24-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко можно слышать, что христианство проповедует подлинную свободу. Свобода, как мы знаем, предполагает возможность выбора. О каком же таком важном выборе идёт речь? Отрывок из 1 главы послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, даёт ответ на этот вопрос, давайте послушаем.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Отрывок, который только что прозвучал, начинается со слов апостола Павла о страданиях. По его мысли, те беды и невзгоды, которые выпали на его долю, — это завершения страданий Самого Иисуса Христа. Логика здесь следующая. Господь умер на кресте, чтобы основать Церковь. Однако Церковь состоит из людей. Она живёт не только благодаря Богу, но и благодаря человеку, который призван продолжить дело Спасителя. Его ученики должны организовать общины, нести проповедь по всей Вселенной, хранить себя в чистоте, праведности, целомудрии, чтобы Евангельское учение распространялось по земле. То есть всякий член Церкви продолжает выполнять дело Христа. Каждый в свою меру. И, соответственно, каждый в свою меру страдает. Ведь служение не бывает без жертв. Без отказа от комфорта, покоя, безопасности и всего того, что порой обеспечивает нам внешнюю и внутреннюю стабильность. Это мы и видим на примере Павла. Он провёл всю жизнь в скитаниях. Всю жизнь в скорбях. Всю жизнь в лишениях. И умер мученической смертью. Так Павел сделался сопричастным той проповеди Евангелия, которую начал Спаситель. И все эти перипетии его жизни не что иное, как продолжение скорбей Христовых. А где страсти Господни, там и Его слава. Где кровь, крест, там и воскресение, там и Пасха. Поэтому и говорит апостол, что несмотря на все лишения, которые он переживает, несмотря на собственные немощи, сила Бога действует в нём могущественно. Чем больше страданий ради Христа, тем больше наполняют апостола сила и слава Бога. Такой вот парадокс.
Перед каждым человеком, который идёт по этой жизни, лежит два пути. Первый — путь плоти. Тот, кто идёт этой дорогой, не обязательно должен становится грешником и отъявленным злодеем. Он может быть вполне себе порядочным членом общества. Он может быть примерным прихожанином и в целом человеком приличным. Но при этом все силы своей души он направляет в первую очередь на то, чтобы достичь кусочка простого человеческого счастья. Все его мысли, слова и поступки концентрируются вокруг своего, родного и близкого ему: семья, работа, друзья, хобби. Ничего нравственно предосудительного в этом нет. Но есть здесь неправда иного масштаба. Бог оказывается на периферии жизни. Он есть, но лишь как вспомогательный инструмент. Вспоминаю о Нём лишь утром и вечером, когда заставляю себя прочитать молитву. Ещё вспоминаю о Нём в храме, когда прошу у Него дать мне то, в чём нуждаюсь. Но в целом я занят своими делами. Эмоционально я полностью в них вовлечён. Мои мысли и разговоры о детях, родителях, работе, отпуске, зарплате, здоровье, о выходных, о даче, о домашних животных, о несправедливости, которая происходит вокруг, о повышении в должности, о новых перспективах и о многом, многом другом. И за всё это я переживаю. И всё это я и называю жизнью. И такая жизнь неизбежно обречена. Обречена на то, чтобы быть суетой, тщетой, паром. Как туман, всё это рассеивается. И в определённый момент человек понимает, что всё это были призраки, хотя он уверен, что реально их осязал.
Но есть и другой путь. Это путь духа. Это когда все мои мысли, чувства, слова и поступки имеют своей точкой отсчёта волю Бога. Когда каждый свой шаг я сверяю с Его Евангелием. Стараюсь посвятить этому всё своё время, все свои силы. В моём ежедневнике первой строкой в плане дня стоит слово «Христос». И уже исходя из этого я планирую весь свой день. В детей, родителей, мужа, жену, машину, работу, здоровье, друзей, отдых и во всё остальное я вовлекаюсь в той степени, в какой это не помешает быть в моей жизни Богу.
Апостол Павел предлагает нам постоянно в каждый момент своей жизни, во всяком поступке возвращать себя на путь духа. Это не самая приятная дорожка. Ведь нередко нам приходится отказываться от таких милых своему сердцу предпочтений. Но это страдания продолжают страдания Спасителя. Это муки рождения в жизнь вечную. И в той мере, в какой я претерпел эту боль ради Христа, я уже здесь и сейчас исполняюсь Его силой и славой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер