
Апостол Павел
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, 26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Какая была у апостола Павла цель жизни? Для чего он преодолевал невероятные расстояния? Для чего он терпел побои, голод, жажду, несправедливость? Для чего он скитался? Для апостола Павла все это не было неудачным стечением обстоятельств, это был его собственный выбор. Он выбрал жизнь ради Христа. Но какова была его земная цель, та самая цель, которую можно определить в понятных словах и ясных выражениях? Сам апостол отвечает на эти вопросы в сегодняшнем отрывке, он пишет так: «я тружусь и подвизаюсь, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Тот факт, что мы читаем и изучаем апостольские послания, указывает, что его слова достигают и до нас, мы тоже входим в ту общностью, которую Павел определил как «всякого человека». То есть всех и каждого. Ради этого апостол жил. Но что означает совершенство во Христе, ради которого трудился апостол? И что значит «представить совершенным во Христе Иисусе»?
Для ответа на эти вопросы авторитетные толкователи используют аналогию со школьным образованием. Есть ученик, есть преподаватель, задача преподавателя состоит в том, чтобы дать знания и подготовить ученика к успешной сдаче экзамена. Так и здесь: задача апостола Павла состоит в том, чтобы на конечном Суде каждый человек смог дать надлежащий ответ и не был осужден. Аналогичные рассуждения толкователи используют и при размышлении о совершенстве во Христе Иисусе. Совершенный, или, иными словами, абсолютно готовый к экзамену, ученик — тот, кто освоил всю программу, кто прекрасно овладел теоретическими и практическими навыками. С содержательной стороной ученических навыков все понятно, они зависят от изучаемого предмета. А какие знания и умения подразумевает совершенство во Христе Иисусе? Впрочем, со знаниями тоже все ясно: это Евангелие и вообще учение Церкви. А вот с навыками дело обстоит не так просто. Святитель Феофан Затворник полагал, что речь здесь идет об осознании «своей безответной виновности перед Богом», о покаянии и о том, чтобы иметь решимость всеми силами стараться исполнять Христовы заповеди.
Здесь, как и в случае с абсолютно готовым к экзамену учеником, важны не только собственные усилия, но и нечто такое, что невозможно вполне корректно определить одним словом, но можно постараться сделать это описательно: ученик никогда не достигнет совершенства в изучаемом предмете в том случае, если у него не будет внутреннего расположения к тому, что он изучает. К примеру, невозможно достичь совершенства в истории, если душа не лежит к чтению исторических книг, а память не способна удерживать многочисленные имена и даты. Совершенство невозможно без любви к изучаемому предмету. Так и в случае с совершенством «во Христе Иисусе»: оно невозможно без любви. А любовь, как известно, дар, о котором необходимо заботиться, о котором необходимо молиться. Получается, что апостол Павел своими словами подвигает нас в первую очередь к этому — в молитве о ниспослании дара совершенной любви ко Христу Спасителю нашему и Богу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер