
Кол., 252 зач., I, 24-29.
Глава 1.
24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол говорит о своей роли в реализации замысла Божьего на земле. Человек, отвернувшийся от Бога, практически в самом начале своего существования вверг себя в бушующее море страданий и страстей. Мир, который был сотворен прекрасным и благим, стал для него местом постоянной борьбы за выживание, местом соперничества и вражды.
Конечно, мир не должен был быть таким. Он задумывался как место, в котором существа, сотворенные по образу любящего Бога, будут пребывать в любви к Нему и друг ко другу. И надо сказать, что Бог не согласился с подобным искажением Своего замысла и предпринял все для того, чтобы вернуть человека на истинный путь. Из книг Ветхого завета мы знаем, что этот путь был трудным и люди вели себя по-разному, некоторые искренне откликались на Его зов и, хотя не без трудностей, все же старались быть Ему верны, а некоторые были настолько строптивы, что в итоге все равно жили по-своему. Эта тайна человеческой свободы и невозможности для Бога спасти его насильно, поражает. Бог Творец может завершить существование целой цивилизации, если она оказалась в полном тупике, как это было при Ное. Он даже может сойти потом к этим людям в преисподнюю для того, чтобы им там проповедовать, как пишет об этом апостол Петр. Но даже там, Он не спасает их насильно.
Все эти богословские рассуждения на самом деле имеют непосредственное отношение к каждому из нас лично. Ведь Бог, ставший человеком и в своем человечестве проявлявший послушание Отцу стал первопроходцем на пути нашего примирения с Ним. Он зовет нас за собой и каждый, отвечая на Его призыв, совершает свой личный выбор. Но что происходит дальше? Ведь выбор одного не является выбором всех и мир продолжает жить так, как ему хочется. Более того, мы видим, что Бог приходит к людям, которые, как кажется, были к Нему вполне лояльны, но они не принимают Его и Он умирает на кресте. Да! Он воскресает, но пройдя через страдания. И всякий, кто выбрал Его сторону в мире, в этих Его страданиях так же участвует. Именно об этом и пишет апостол, когда говорит: «радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его». Он пишет колоссянам, находясь в темнице, и страдает за проповедь Евангелия. Он восполняет недостаток скорбей Христовых не в том смысле, что Христос мало пострадал, но Он ощущает, что в своей плоти мало разделил с Ним Его страдания. Он называет свои скорби ради Евангелия скорбями Христовыми, потому что продолжает то же дело проповеди. Как верный ученик, Он берет свой крест и идет за учителем, понимая, что каждый ученик в свою меру должен эти страдания перенести. Как ни парадоксально, перенося эти скорби, апостол радуется. Он страдает за Церковь, которая как тело Христово, является закваской добра и любви в мире. Он говорит о тайне, которая должна открыться язычникам... тайне возможности спасения для каждого из них.
Вместе с апостолом, каждый из нас призван взять свой крест и пойти за Христом. Конечно, иногда мы страдаем от собственных грехов и должны исправляться. Но если мы страдаем за проповедь Евангелия словом или делом, мы восполняем в своей жизни страдания Христа, соглашаясь идти против зла всего мира, к победе правды Божией.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер