
Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«На могиле любви вырастает справедливость», — написал однажды святитель Николай Сербский. Действительно, если иссякает любовь, в дело вступает логика закона. Но любовь всё равно оказывается выше всех земных представлений о справедливости. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из пятой и шестой глав своего послания к Галатам, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Прозвучавшее чтение касается одной из самых трудных тем в письменном наследии апостола Павла — превосходстве любви над законом. Недоумения и споры относительно рассуждений Павла проявили себя уже во время земной жизни апостола. Впоследствии неверно понятое учение святого привело к целой революции — протестантской реформации в Европе, вожди которой заявили, что для спасения требуется только вера, а исполнение закона, то есть заповедей, имеет вторичное значение.
Конечно же, апостол ни в коем случае не призывал пренебрегать заповедями, и сам их благоговейно исполнял. Однако Павел понимал, как легко человек может скатиться до, в плохом смысле, приземлённого понимания религиозной жизни, меркантильного восприятия отношений с Богом, когда с Творцом фактически начинают торговаться. «Господи, вот тебе моя благочестивая жизнь, вот добрые дела. А Ты в ответ пошли мне материальное благополучие и крепкое здоровье». Такие рассуждения апостолу Павлу чрезвычайно не нравились.
И святой развивает совершенное иное представление о том, как должна быть выстроена духовная жизнь. Логику Павла можно понять, представив себе такую картину. Нас пригласили в гости в дом, стоящий на вершине высокого холма. Чтобы добраться до этого дома, нужно преодолеть непростой путь — забраться по крутому склону, приложив много усилий. И вот, наконец, сложный маршрут завершён. Скажите — дают ли все перенесённые трудности право войти в дом без разрешения хозяина? Конечно же, нет.
Вот так же и с духовной жизнью. Молитва, пост, дела милосердия и прочие усилия, безусловно, имеют значение, должны присутствовать в жизни православного христианина. Но всё перечисленное приобретает по-настоящему спасительное значение, если, во-первых, является проявлением любви к Богу и ближнему, а во-вторых, не рассматривается как предмет для торга с Творцом. В конце концов, Господу от нас ничего не нужно. В том смысле, что у Него и так всё уже есть.
Совершая те или иные добрые дела, мы тем самым дополняем своё, а не Божье бытие. Мы облагораживаемся изнутри. Но опять же не своей силой, а силой Духа Святого. Ведь по-настоящему измениться к лучшему человек способен только в союзе с Богом. И Павел пытается показать и своим первым читателям, и нам, что благочестивые религиозные практики, дела милосердия не могут быть самоценны. Иначе они превратятся в объект для поклонения. А подобное, в конечном счёте, приведёт к поклонению идолу человеческого эго.
Служить нужно только Богу, воздавая Ему славу через служение людям. Но приобретают данные поступки значение для спасения только тогда, когда в основании лежит искренняя вера. Об этом, безусловно, стоит помнить. Как и о том, что наряду с верой внутри нас должны присутствовать любовь и радость, без которых духовную жизнь в Православии представить себе нельзя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«На чем основывается семейное счастье?». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Мы говорили о том, как молодым людям подходить к созданию семьи, почему часто возникают страхи и нерешительность, и как строить семейную жизнь, чтобы она была долгой и счастливой.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час