Гал., 199 зач., I, 3-10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном церковном обиходе давно уже бытует такое слово, как «расцерковление», которое означает уход человека из церкви и разрыв с церковной средой и культурой. В чём же главная причина этого процесса? Ответов может быть много, так как у каждого свой опыт и своя точка зрения. Один из возможных можно найти в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Встречу человека с Богом иногда сравнивают с влюблённостью. Ты вдруг встречаешься с Тем, Кто наполняет твою жизнь смыслом гораздо большим, чем любые смыслы в мире. Ведь речь идёт не только о том, что ты находишь в Боге свой собственный смысл, но в том, что ты находишь смысл всего вообще. И как в любой влюблённости тебе первое время оказывается неинтересна твоя обычная жизнь, обычные знакомые и даже родные люди, ты не видишь никаких недостатков в церковной жизни и даже в жизни отдельных верующих, и готов быть жертвенным в том, чего ждут от тебя эти новые отношения. Конечно, описанная картина несколько условна. Когда мы встречаемся с другой личностью, мы меняемся. Всякий раз мы будто бы снова рождаемся в этой встрече, обретаем лицо в общении с другим. И как во всяком рождении возможны травмы, так и когда мы рождаемся в вере, они случаются. Мы можем попасть в секту, можем воспринять ложный образ Бога, ложный образ того, чего Он от нас ожидает... Нередко путь человека к подлинной вере бывает трудным и травматичным. И всё же, если встреча происходит... Если мы входим не в чужие современные фантазии, а в традицию, которая сохраняет апостольскую веру и жизнь по заповедям, если воспринимаем благую весть, а не просто запугивание и зловестие, если жизнь наша действительно просвещается благодатным светом Христовым, и мы ощущаем, что мы дома, со временем мы начинаем замечать, что что-то не так. Быть верующим становится трудно. Чувство божественного присутствия притупляется, человека затягивает обычная жизнь, бытовые нужды и прежние отношения. В верующих, да и в церковной жизни в целом становятся видны недостатки, да и жертвенно относиться к другим становится всё труднее. Иными словами, если вера основывалось на чувствах и впечатлениях, она довольно быстро угаснет, и человек будет с удивлением думать о ней как о каком-то наваждении.
Нечто подобное мы слышим в сегодняшнем чтении. Апостол пришёл к галатам и открыл им Евангельскую весть. Их жизнь изменилась, правда ненадолго. Вслед за Павлом к ним пришли иудействующие и стали отвращать их от Евангельской истины и свободы во Христе. Такой резкий откат очень удивил апостола. Как можно было так быстро отказаться от того, что было принято всем сердцем? Однако вместе с удивлением он выражает решимость бороться за своё детище. Первый опыт подлинной встречи с Богом не должен быть забыт. Ты обрёл смысл и какое-то время тяготился неверующими и нецерковными людьми? Вернись к ним, но для этого необязательно отказываться от обретённого смысла. Подари этот смысл другим. Ты увидел, что в церковной среде не всё так гладко, как тебе хотелось бы? Стань таким, каким должен быть христианин, будь островком безопасности для других сомневающихся. Тебе стало казаться, что жертвенность для слабых, но, если ты посмотришь на тех, кто не жертвует ничем, ты увидишь, что это не делает их счастливыми. Отношения часто начинаются с влюблённости, но для того, чтобы они стали любовью необходимы труд и верность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Я только пирожное доем. Светлана Бакулина
Несколько лет назад я впервые решила поститься. Тогда был конец ноября. 25 числа у меня день рождения, а 28 ноября начинается Рождественский пост.
И вот, наступает первый день поста. Я открываю холодильник и обнаруживаю в нём пирожные в красивой упаковке, ручной работы. Их подарила мне несколько дней назад подруга. А кроме них в холодильнике ничего нет. Выбор ограничен, а есть-то хочется сейчас.
Сразу вспомнила слова моих друзей: «Еда в посте — это не главное».
«Ну, раз не главное, значит можно начать поститься с завтрашнего дня, а сегодня хорошенько поесть» — подумала я и потянулась к коробке. Уже дернула её за ленточку и вдруг задумалась:
Нет. Наверное, пойду дойду до храма, спрошу у батюшки благословение: съесть пирожные, а потом начать поститься. Он мне наверняка скажет тоже, что и друзья. Но меня хотя бы совесть мучить не будет.
Пришла в храм. Встала в очередь на исповедь к знакомому священнику.
Когда подошла моя очередь, прямо спросила:
— Батюшка, благословите поститься с завтрашнего дня?
— А почему не с сегодняшнего? — поинтересовался священник.
Я стала объяснять:
— Мне подруга пирожные подарила вкусные на день рождения. Сама делала. А я съесть их не успела. Жалко, пропадут.
— Так ты поищи в холодильнике получше, может там ещё салат оливье остался и его заодно доешь.
— Ну, что вы смеетесь надо мной? Говорю же, я только пирожное доем и сразу начну поститься — продолжала настаивать я.
Священник был непреклонен и предложил мне самостоятельно определиться поститься или нет, а не искать компромиссов. Я продолжала спорить.
Он прервал мой монолог:
— Светлана, мы уже 15 минут с тобой говорим о пирожных. Это все, что ты хотела сказать на исповеди?
И тут я вспомнила, что за мной стоит ещё целая очередь людей, а я вместо того, чтобы назвать хоть один грех, уже несколько минут спорю, обижаюсь на священника и подбираю для себя оправдания. Я с сожалением наклонила голову и произнесла: «Господи, прости меня за все грехи, которые я совершила осознанно и неосознанно». Батюшка прочитал разрешительную молитву. И я пошла домой, чтобы, там обдумать какие же именно грехи я не назвала.
Осуждение, самооправдание, лень, несдержанность, обида, раздражение...
Лишь малая часть того, что я в себе обнаружила. Но этого было достаточно для того, чтобы открылись глаза на реальное состояние души, с которым я собралась вступить в пост.
Пирожные я отдала болящему ребенку подруги. Надо сказать, сейчас с благодарностью вспоминаю о них. Этот случай научил меня не искать послаблений, не лукавить, а просто взять и начать исправляться, быть внимательнее к духовной жизни.
Я пришла к выводу, что ограничения в еде во время поста, хоть и не главная его составляющая, но всё же важная. Она помогает переключить внимание с желаний физических на состояние духовное. Когда мы можем осознанно отказаться от чего-то вкусного, привычного, любимого, взамен обретаем навык воздержания, преодоления себя. Эти навыки помогли лично мне сформировать какую-то хотя бы небольшую внутреннюю дисциплину.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Дурное поспешение. Светлана Бакулина
В конце года мы с активистами нашего прихода готовились к престольному празднику обители. Суета, движение, многие задачи приходилось решать в ускоренном темпе. В какой-то момент я почувствовала сильную боль в ноге. Так, что не могла на неё даже наступать. В перерыве отпросилась, поехала в травмпункт к врачу. Он рекомендовал соблюдать постельный режим и дать покой ноге на 3 недели, в противном случае придётся накладывать гипс.
«Что же это за наказание накануне праздника? Неужели Бог не видит, что мне совершенно нельзя сейчас болеть? Я — ответственное лицо. Столько дел обещала сделать: концерт подготовить, артистов собрать, вступительное слово сказать».
Отдохну, когда всё сделаю — решила я и продолжила дальше работать. О моей травме узнали коллеги и предложили взять все мои задачи на себя. Я наотрез отказалась. Праздник прошёл хорошо.
На радостях я назначила ещё несколько встреч по работе. Спешила всё поскорее успеть. Боль в ноге не унималась. Но я продолжала игнорировать рекомендации врачей. Оправдывала себя так: «Бог же видит, что я для людей стараюсь. Богоугодные дела делаю. Сейчас ещё немного поделаю, потом всё пройдёт!». И с таким девизом продолжила хвататься за все привычные повседневные дела: пошла в магазин, зашла в пункт выдачи за посылкой, навестила соседку.
Под конец дня боль настолько усилилась, что не оставила вариантов. Пришлось вернуться домой и просто лечь. Наконец послушать рекомендации врачей. Остановиться. Так в доме наступила тишина. Я молча смотрела в потолок. Задумалась: «Возможно у Бога какие-то иные планы на меня, только я их пока не понимаю?».
Так прошла одна неделя, вторая, затем и третья. Дома. Без подвигов, как говориться. За это время у меня заметно сменился темп жизни. Я перестала спешить. В моём графике нашлось время для чтения молитв, которые раньше по лености я частенько пропускала.
И вот, как-то утром, читая правило, я впервые обратила внимание на такие слова молитвы: «Избавь меня от всякого злого дела и диавольского поспешения». О чем же здесь говорится? Неужели о той торопливости, которая мне присуща? Стала изучать, что говорят святые отцы и священники о так называемом «дьявольском поспешении». И нашла для себя ответ: «Размеренность, отсутствие спешки — признак того, что человек во всем видит Промысел Божий, во всем полагается на Бога. Тогда как постоянная торопливость, спешка и суета, как свойство личности, указывает на пустоту в душе: если человеку некуда торопиться, то он будет искать, куда ему спешить, будет устраивать себе и всем вокруг стрессы, потому что боится этой пустоты. Заполняет её суетой. Святые отцы говорили: во всем должна быть золотая середина — не медлить, но и не спешить, все делать размерено, только тогда человек обретет душевное равновесие».
Так может быть эта травма для меня не наказание от Бога, а шанс для исправления? Возможно это был единственный вариант остановить меня и обратить внимание на то, что я упорно отказывалась замечать — грех поспешения. Ведь половину моих дел можно было спокойно делегировать другим людям, оставшуюся половину равномерно распределить на большее колличество дней, без суеты. Но моя гордыня не согласилась. Хотелось быть везде сразу и побыстрей.
И только сейчас в этой молитвенной тишине я начинаю понимать, как важно в жизни уметь делать паузу, чтобы не терять духовного равновесие.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Тест на Христианство. Татьяна Любомирская
Закон Христианства гласит: возлюби ближнего своего, как самого себя. Руководствуясь этим законом, мы призваны совершать дела любви ‒ накормить голодных, укрыть замерзших, приютить обездоленных, напоить жаждущих. Именно об этом и повествовал священник моего храма в воскресной проповеди, приводя в пример евангельскую Притчу о добром самарянине. Батюшка говорил очень хорошо и вдохновенно. Я с вниманием слушала проповедь, думая о том, как мало делаю добра, а если и делаю, лишь самое легкое ‒ даю немного денег. Деньги — хороший и полезный инструмент для благотворительности, но иногда гораздо ценнее бывают собственные время и силы.
— И вот, братья и сестры, я призываю вас не закрывать глаза на беду ближнего, — просил священник. — Если мы называем себя христианами, мы не можем быть безразличными и не можем уговаривать себя, что для помощи страждущим найдется кто-то другой. Давайте будем добрыми и милостивыми не только на словах, но и на деле!
Редко, когда проповедь действительно задевает за живое, но почему-то в это воскресенье я как никогда прониклась словами батюшки и обдумывала их на пути домой. У меня в кармане лежала сторублевая купюра, и, полная благих намерений, я говорила себе, что, если встречу по дороге нищего, непременно подам ему денежку. Но мне никто не встретился. Несколько раздосадованная, я подошла к своему дому и набрала код от домофона, открывающий входную дверь.
И тут же мне в ноздри ударил густой запах давно не мытого человеческого тела. Я поняла, что в подъезд проник бродяга и устроился где-нибудь между этажами, чтобы погреться у батареи в этот холодный зимний день. Нищий, которого я в приступе самолюбования выискивала на улице, оказался прямо в моем доме. И как вы думаете, какова же была моя первая мысль?
«Ох, хоть бы он поскорее ушел!» — подумала я.
В тот день Господь открыл мне, как неверно моё представление о самой себе. Можно прожить всю жизнь, считая себя неплохим человеком, но вот возникает реальная ситуация, когда необходимо проявить участие, и собственный идеальный образ лопается как мыльный пузырь. Как стыдно мне было входить в свою теплую, чистую квартиру, где в холодильнике лежат свежие продукты, в шкафу висит чистая одежда, а из-под крана течет горячая вода! Но к чему привел этот стыд? Сподвиг ли он меня оказать помощь бедному человеку, прятавшемуся где-то в подъезде? Нет. Малодушие оказалось сильнее, чем знание того, как необходимо поступить.
Что же делать с этим пониманием собственного несовершенства? Наверно, иногда нужно просто сделать хотя бы крошечный шажок навстречу настоящему Христианству. И молитва к Богу станет лучшей помощью в самом трудном деле на свете ‒ изменении себя. Ведь Его свет может растопить даже самое холодное человеческое сердце.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение