Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

Поделиться Поделиться

Апостол Павел

Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.

«Только верой!» — так звучит один из главных лозунгов протестантизма. Сторонники протестантской Реформации подчеркивают, что поступки имеют перед лицом веры — оправдывающего человека дара Божия — второстепенное значение. Для подтверждения такого понимания используются обычно цитаты из посланий апостола Павла. Например — из его послания к Галатам. Отрывок из второй главы данного библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 2.

16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.

19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,

20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

Апостол Пётр в своем соборном послании однажды заметил, что в текстах его собрата по служению — апостола Павла — встречаются не совсем понятные места. Как кажется, одно из таких мест мы с вами только что услышали. Здесь довольно тонко святой Павел говорит о соотношении веры и добрых дел в вопросе спасения. И некоторые из читателей апостола не поняли, что он, собственно, хотел сказать.

Например, именно на прозвучавшем отрывке из послания к Галатам построили собственную концепцию спасения и оправдания вожди Реформации. И прежде всего — Мартин Лютер. Лютер, устав от бесконечных внутренних метаний и болезненных размышлений о собственном спасении, по сути, отверг идею о возможности оправдания через дела. При этом, реформатор цитировал как раз апостола Павла, который пишет о превосходстве веры над законом. Но прав ли был Лютер? Действительно ли апостол призвал нас забыть о значении добрых поступков и увидеть спасение исключительно в вере?

Забегая вперёд, сразу скажу — нет. Апостол никогда и ни при каких обстоятельствах не поощрял греховности и лености. В его рассуждениях о превосходстве веры над законом заключается совершенно иной посыл. Понять его можно, только соприкоснувшись с религиозно-культурной спецификой среды, в которой Павел был воспитан и затем проповедовал. Речь об иудейском сообществе, конечно же.

Внутри ветхозаветной цивилизации на самом позднем этапе её существования оформилось и закрепилось представление о самоценности религиозных обрядов. Что работать они могут без какого-то искреннего духовного вклада со стороны человека. Конечно — в обыденной жизни дела часто говорят сами за себя. Но даже в светской жизни правильный поступок, осуществлённый без душевного сопереживания, может обернуться пустышкой. Что уж говорить про духовную сферу?

Апостол настаивает, во-первых, на недопустимости какой-либо неискренности и лукавства в духовной жизни. Когда форма подменяет собой содержание. А какое-либо религиозное действие осуществляется только внешне. Подобное, надо сказать, было распространено в иудейской среде. Во-вторых, и как следствие предыдущего утверждения, правильная иерархия в духовной жизни выстраивается только тогда, когда в её основание полагается крепкая вера в Бога.

Вера в данном случае представляет собой не просто согласие с тем, что Господь существует, а доверие к Нему и верность, которая выражается через совершение конкретных поступков. Но они ценны, в первую очередь, не сами по себе, а потому что служат средством реализации внутренних убеждений человека. Потому не правы оказались вожди Реформации, указавшие на отсутствие необходимости тщательного исполнения заповедей Божиих. Апостол к подобному, как мы выяснили, не призывал.

Рассуждения святого Павла, безусловно, посвящены очень тонкой материи и требуют основательного осмысления. Но если христианин поймёт педагогический посыл апостола и благодаря его указаниям выстроит верное понимание духовной жизни, то избежит ненужных крайностей, превратив свою духовную жизнь в гармоничный союз веры и действия.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем