
Апостол Павел
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Антоний Борисов.
«Только верой!» — так звучит один из главных лозунгов протестантизма. Сторонники протестантской Реформации подчеркивают, что поступки имеют перед лицом веры — оправдывающего человека дара Божия — второстепенное значение. Для подтверждения такого понимания используются обычно цитаты из посланий апостола Павла. Например — из его послания к Галатам. Отрывок из второй главы данного библейского произведения читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Апостол Пётр в своем соборном послании однажды заметил, что в текстах его собрата по служению — апостола Павла — встречаются не совсем понятные места. Как кажется, одно из таких мест мы с вами только что услышали. Здесь довольно тонко святой Павел говорит о соотношении веры и добрых дел в вопросе спасения. И некоторые из читателей апостола не поняли, что он, собственно, хотел сказать.
Например, именно на прозвучавшем отрывке из послания к Галатам построили собственную концепцию спасения и оправдания вожди Реформации. И прежде всего — Мартин Лютер. Лютер, устав от бесконечных внутренних метаний и болезненных размышлений о собственном спасении, по сути, отверг идею о возможности оправдания через дела. При этом, реформатор цитировал как раз апостола Павла, который пишет о превосходстве веры над законом. Но прав ли был Лютер? Действительно ли апостол призвал нас забыть о значении добрых поступков и увидеть спасение исключительно в вере?
Забегая вперёд, сразу скажу — нет. Апостол никогда и ни при каких обстоятельствах не поощрял греховности и лености. В его рассуждениях о превосходстве веры над законом заключается совершенно иной посыл. Понять его можно, только соприкоснувшись с религиозно-культурной спецификой среды, в которой Павел был воспитан и затем проповедовал. Речь об иудейском сообществе, конечно же.
Внутри ветхозаветной цивилизации на самом позднем этапе её существования оформилось и закрепилось представление о самоценности религиозных обрядов. Что работать они могут без какого-то искреннего духовного вклада со стороны человека. Конечно — в обыденной жизни дела часто говорят сами за себя. Но даже в светской жизни правильный поступок, осуществлённый без душевного сопереживания, может обернуться пустышкой. Что уж говорить про духовную сферу?
Апостол настаивает, во-первых, на недопустимости какой-либо неискренности и лукавства в духовной жизни. Когда форма подменяет собой содержание. А какое-либо религиозное действие осуществляется только внешне. Подобное, надо сказать, было распространено в иудейской среде. Во-вторых, и как следствие предыдущего утверждения, правильная иерархия в духовной жизни выстраивается только тогда, когда в её основание полагается крепкая вера в Бога.
Вера в данном случае представляет собой не просто согласие с тем, что Господь существует, а доверие к Нему и верность, которая выражается через совершение конкретных поступков. Но они ценны, в первую очередь, не сами по себе, а потому что служат средством реализации внутренних убеждений человека. Потому не правы оказались вожди Реформации, указавшие на отсутствие необходимости тщательного исполнения заповедей Божиих. Апостол к подобному, как мы выяснили, не призывал.
Рассуждения святого Павла, безусловно, посвящены очень тонкой материи и требуют основательного осмысления. Но если христианин поймёт педагогический посыл апостола и благодаря его указаниям выстроит верное понимание духовной жизни, то избежит ненужных крайностей, превратив свою духовную жизнь в гармоничный союз веры и действия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Пасха. Светлая седмица». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в Пасхальное воскресенье, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Светлой седмицы, днях памяти Иверской иконы Богородицы, иконы «Живоносный источник», собора преподобных отцов, на горе Синай подвизавшихся.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Поможем купить лекарство для Лёши из Воронежа

Лёше Дукмасу из Воронежа 6 лет, и он по-детски радуется всяким житейским мелочам. Например, когда младший брат просыпается раньше и можно побольше с ним поиграть, или когда удаётся выбраться с папой на прогулку в лес. Также Лёше нравится что-нибудь чинить в доме папиными инструментами, ему важно быть полезным.
«У сына есть мечта — стать пожарным или полицейским. Для него они — настоящие супергерои, и он хочет быть таким же храбрым, помогая людям», — рассказывает папа.
В свои 6 лет Лёша уже по-своему храбрый. Полтора года он сражается с тяжёлым недугом. У него в крови не хватает клеток, которые отвечают за свёртывание крови. И это ставит жизнь мальчика под угрозу. А ещё лишает его любимых активных занятий — катания на самокате и велосипеде.
За это время Лёша прошёл сложное лечение: 32 таблетки в день и многочасовые капельницы. Но пока болезнь не отступила. Мальчик знает о своём диагнозе, запоминает результаты анализов и сам собирает вещи перед очередной поездкой в больницу. Он там уже освоился и нашёл друзей, играет с ними в настольные игры.
Сейчас Лёша находится дома, однако по-прежнему остаётся под наблюдением врачей. Чтобы снизить риск обострения болезни, ему назначили регулярные уколы. Препарат, который необходим мальчику — дорогостоящий, и семья не в силах полностью его оплатить, поэтому обратилась за помощью в фонд «ДоброСвет».
«Хочется верить, что однажды ему не придётся проходить лечение, и он сможет заниматься всем, что любит, без ограничений и даже стать пожарным», — делится папа.
Если вы хотите поддержать Лёшу Дукмаса из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преодоление сложностей в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями нового выпуска программы «Семейный час» стали настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о том, с какими сложностями, проблемами и испытаниями сталкиваются семьи в современном мире, об их преодолении, и как в этом может помочь опыт Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час