
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 — VI, 2.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Современные люди очень ценят свободу. Даже в известном девизе французских революционеров «свобода, равенство, братство» она стоит на первом месте. Но что она для нас значит? Мы скажем, что свободен тот, кто может делать, что хочет, кто ничем не ограничен. Конечно, подобная свобода от ограничений воспринималась как ценность ещё в древности. Главу, к которой относится сегодняшнее чтение, апостол тоже начинает с призыва к свободе. Он говорит: «стойте в свободе, которую даровал нам Христос».
При этом все мы понимаем, что свобода не является ценностью сама по себе. Она ценна тем, что я могу реализоваться, могу раскрыть свои таланты, стать, тем, кем хочу. Или не становиться тем, кем не хочу. Иными словами, когда мы говорим о свободе, нам важен ее результат или, если говорить на языке апостола Павла, ее плод.
Свобода может быть разной, социальной или духовной. Соответственно и плоды у каждой свободы свои. И они не появляются вдруг и сразу, как только человек оказывается свободен. В опыт свободы необходимо войти, научиться жить и действовать как свободный. И в первую очередь это выражается в плодах, то есть результатах всего нашего труда, нашего пути к Богу.
В таинстве миропомазания на каждого христианина сходит Дух Святой, как это произошло с апостолами в день Пятидесятницы. И каждый получает возможность быть свободным и в этой свободе действовать, являя плоды присутствия Духа в нашей жизни. Причем первым и самым главным плодом этого присутствия апостол называет любовь. В христианстве много добродетелей, но первый признак того, что человек на правильном пути, это способность любить. Это может звучать странно, ведь мы совершенно запросто и, как кажется, без усилий, любим своих близких и тех, кто нам дорог. Но апостол говорит о чем-то совершенно ином. Любовь как плод духа — это любовь ко всем людям, она может проявляться по-разному, к праведным в виде радости о том, что они есть, к грешникам в виде желания их покаяния и исправления. Главное же, это желание блага всем. И, конечно, человек, который укоренен в любви, в первую очередь любит Бога, от чего меняется его отношение к миру. Он учится радоваться не только когда это удобно и правильно с человеческой точки зрения, но и тогда, когда, доверяя Богу, ему приходится преодолевать трудности. Он ощущает в сердце мир как полноту Божьего присутствия, из чего рождаются вполне определенные практические добродетели: долготерпение, милосердие, надежность, кротость и сдержанность. При этом они не регламентируются законом, потому что должны стать результатом творческой жизни в Духе. Например, никто не может сказать точно, сколько нужно терпеть, как и в какой именно форме быть милосердным или кротким. Мы выражаем намерение идти Божиим путем, а Дух действует совместно с нашей волей. Почему апостол и пишет: «если мы живем Духом, то по Духу и поступать должны». Поступать не только в положительном смысле, делая что-то доброе, но и в отрицательном, не делая злого. Это всегда нелегко дается и достигается через подвиг. Самое же главное в том, что духовная жизнь не становится только внутренней, умозрительной работой над собой. Для апостола очевидно, что закон Христов должен исполняться деятельно, через правильное отношение к ближнему.
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема