
Апостол Павел
Гал., 212 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Вы когда-нибудь видели, как птицы защищают своих птенцов от кошки? Пернатые родители очень боятся сами стать жертвой хищницы, но превозмогая страх, пикируют на противника, самоотверженно борются с ним до последнего вздоха. Кто-то скажет, что птицами движет инстинкт, но почему-то верится, что речь идет именно о любви. Примитивной, животной, но всё же любви.
Сегодняшний отрывок из послания к галатам буквально пронизан чувством любви. Апостол Павел, не имеющий возможности вернуться к своим самым первым ученикам, направляет им послание. В нем он всеми возможными способами убеждает местами наивных галатов — бывших язычников, потомков галлов-захватчиков — не верить лжепроповедникам. Те всячески убеждали юных в вере христиан ввести у себя иудейские обычаи — принять наряду с Евангелием закон Ветхого Завета. Для апостола Павла подобная, так сказать, религиозная «комбинация» была в принципе недопустимой.
Ветхий Завет служил проводником к Завету Новому для евреев. Но те, в большинстве своем, этого не поняли. Для язычников же не было никакой надобности ни обрезываться, ни соблюдать шаббат, ни следить за кошерностью пищи. Святой Павел указывает читателям на удивительную вещь. Все перечисленные нормы Ветхого Завета необходимы были во времена, когда религиозность как таковая имела исключительно телесный уклад. А именно — люди, в большинстве своем, сводили духовную жизнь к каким-то материальным нормам и правилам: не ешь, не пей, не убивай, не кради и прочее.
Но вот наступила иная эпоха. И то, с чем раньше необходимо было бороться как с чем-то существенным, полностью утратило хоть какую-то важность. Древний человек мог рассуждать, до какого предела его месть может быть дозволенной, сколько жен ему разрешено иметь, какие жертвы достаточны, чтобы умилостивить Бога. Апостол же провозглашает, что подобные мысли вообще христианину не нужны. Мы, например, не то, что не должны мстить, даже от намека на злобу призваны освободиться.
Ветхий закон необходим был, чтобы ограничить власть порока, грехи плоти. Но искреннему христианину подобные рамки в принципе не нужны, потому что пороки тела остались для него за порогом крещения. И ученик Спасителя концентрируется не столько на коррекции каких-то отклонений из области плоти, сколько стремится духовно прогрессировать, шаг за шагом приближаясь к до конца недостижимому, но притягивающему к себе идеалу святости в Боге.
Апостол Павел проявляет себя как мудрый педагог. У человеческого сознания есть свойство концентрироваться и отмечать важность вещей, о которых кто-то подробно рассказывает. Апостол прекрасно это понимал — вот почему он, указав на опасность грехов плоти, просто перечеркивает их, приравнивает к духовному мусору.
Апостол Павел, проповедуя свободу, не только не понижает планку нравственности, но максимально поднимает её вверх. Павлово милосердие вовсе не напоминает взгляд сквозь пальцы на какие-либо пороки. Проповедник Христов оказывается настолько выше всех плотских грехов, что даже отказывает о них подробно говорить. Зачем? Ведь такие вещи, как блуд, гнев, зависть, пьянство должны как ненужный балласт сброшены вниз, а все духовные силы христианина призваны устремиться вверх — к Царству Небесному, где единственным законом является любовь Бога к нам и наша любовь к Нему. И эта любовь не подавляет, не ограничивает, но взывает к истинной свободе нашего со-творчества и со-работничества Творцу.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час