
Апостол Павел
Гал., 212 зач., V, 11-21.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Вы когда-нибудь видели, как птицы защищают своих птенцов от кошки? Пернатые родители очень боятся сами стать жертвой хищницы, но превозмогая страх, пикируют на противника, самоотверженно борются с ним до последнего вздоха. Кто-то скажет, что птицами движет инстинкт, но почему-то верится, что речь идет именно о любви. Примитивной, животной, но всё же любви.
Сегодняшний отрывок из послания к галатам буквально пронизан чувством любви. Апостол Павел, не имеющий возможности вернуться к своим самым первым ученикам, направляет им послание. В нем он всеми возможными способами убеждает местами наивных галатов — бывших язычников, потомков галлов-захватчиков — не верить лжепроповедникам. Те всячески убеждали юных в вере христиан ввести у себя иудейские обычаи — принять наряду с Евангелием закон Ветхого Завета. Для апостола Павла подобная, так сказать, религиозная «комбинация» была в принципе недопустимой.
Ветхий Завет служил проводником к Завету Новому для евреев. Но те, в большинстве своем, этого не поняли. Для язычников же не было никакой надобности ни обрезываться, ни соблюдать шаббат, ни следить за кошерностью пищи. Святой Павел указывает читателям на удивительную вещь. Все перечисленные нормы Ветхого Завета необходимы были во времена, когда религиозность как таковая имела исключительно телесный уклад. А именно — люди, в большинстве своем, сводили духовную жизнь к каким-то материальным нормам и правилам: не ешь, не пей, не убивай, не кради и прочее.
Но вот наступила иная эпоха. И то, с чем раньше необходимо было бороться как с чем-то существенным, полностью утратило хоть какую-то важность. Древний человек мог рассуждать, до какого предела его месть может быть дозволенной, сколько жен ему разрешено иметь, какие жертвы достаточны, чтобы умилостивить Бога. Апостол же провозглашает, что подобные мысли вообще христианину не нужны. Мы, например, не то, что не должны мстить, даже от намека на злобу призваны освободиться.
Ветхий закон необходим был, чтобы ограничить власть порока, грехи плоти. Но искреннему христианину подобные рамки в принципе не нужны, потому что пороки тела остались для него за порогом крещения. И ученик Спасителя концентрируется не столько на коррекции каких-то отклонений из области плоти, сколько стремится духовно прогрессировать, шаг за шагом приближаясь к до конца недостижимому, но притягивающему к себе идеалу святости в Боге.
Апостол Павел проявляет себя как мудрый педагог. У человеческого сознания есть свойство концентрироваться и отмечать важность вещей, о которых кто-то подробно рассказывает. Апостол прекрасно это понимал — вот почему он, указав на опасность грехов плоти, просто перечеркивает их, приравнивает к духовному мусору.
Апостол Павел, проповедуя свободу, не только не понижает планку нравственности, но максимально поднимает её вверх. Павлово милосердие вовсе не напоминает взгляд сквозь пальцы на какие-либо пороки. Проповедник Христов оказывается настолько выше всех плотских грехов, что даже отказывает о них подробно говорить. Зачем? Ведь такие вещи, как блуд, гнев, зависть, пьянство должны как ненужный балласт сброшены вниз, а все духовные силы христианина призваны устремиться вверх — к Царству Небесному, где единственным законом является любовь Бога к нам и наша любовь к Нему. И эта любовь не подавляет, не ограничивает, но взывает к истинной свободе нашего со-творчества и со-работничества Творцу.
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.