
Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Только что мы услышали отрывок из апостольских посланий, который читается в дни богородичных праздников. Он состоит из воспроизведения апостолом Павлом древнего церковного гимна, говорящего о Боговоплощении и вхождении Господа Иисуса Христа в Небесную славу. Не составляет особого труда понять, почему в дни, посвященные Божией Матери, читается именно этот отрывок: Она — Тот человек, благодаря которому стало возможно Боговоплощение, именно по причине Боговоплощения христиане прославляли, прославляют и будут прославлять Пресвятую Богородицу.
Сам же приведенный апостолом Павлом гимн очень интересен. Он краток, но чрезвычайно емок по своему содержанию. К сожалению, и в русском, и в церковнославянском переводах этот гимн не сохранил свою ритмическую структуру, и потому не воспринимается нами на слух как поэтическое произведение. Тогда как глубина его содержания обусловлена в том числе и поэтической формой, недостижимой в прозаическом пересказе. Кроме того, большое значение здесь имеет и язык оригинала, то есть греческий.
Кто такой Иисус Христос? Гимн дает ответ: Он — Бог, ставший Человеком, но при этом оставшийся Богом. Для передачи этой мысли здесь используется следующая конструкция: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Да, мы помним из книги Бытия, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Мы знаем, что образ Божий в человеке неустраним, тогда как к подобию надо восходить. Но здесь речь идет об ином образе, значительно точнее мысль передана в церковнославянском переводе: «и́же, во о́бразѣ Бо́жiи сы́й, не восхище́нiемъ непщева́ бы́ти ра́венъ Бо́гу». Впрочем, даже и этот текст непросто понять без рассмотрения греческого оригинала. Цитировать его нет смысла, но стоит сказать, что то слово, которое переведено здесь как «образ», используется в греческом языке и в описание перехода живого существа из одного состоянии в другое. К примеру, в описании стадий жизни бабочки. То есть воплотившийся Бог остался Богом, но при этом принял форму человека. Не по виду, а в полной мере. Приняв форму человека, Он сохранил все свойства Бога. Применительно ко Христу слово «образ» указывает на внутренние и всеобъемлющие свойства Бога, тогда как человек, созданный по образу и по подобию Божию, хотя и называется в русском переводе тем же словом «образ», является образом Бога на Земле по своему положению, как царь Земли, или, по мысли одного богослова, «по господским отношениям к другим земным тварям», но при этом человек не имеет свойств и сущности Божества.
Далее в гимне идет речь о добровольном уничижении Христа. Он, будучи Богом, прожил жизнь самого простого человека, претерпел страдания и был казнен. Поэтому «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени». Здесь возникает вопрос: о каком имени идет речь? Какое имя у Господа Иисуса Христа? Имя «Иисус» — имя Человека, данное Ему при рождении. «Христос» — тоже не то имя, которое дал Ему Бог. Так каково же имя Он получил? Каково имя нашего Бога? Ответ, как может показаться, банален, но в то же время он довольно сложен: это имя — Господь. То самое имя, которое нельзя произнести, оно идет из Ветхого Завета, там оно выражено так называемым тетраграмматоном, то есть четырьмя буквами, произнесение которых невозможно. Но для того, чтобы как-то обозначить это имя на слух, ему нашли замену, эта замена в русском переводе звучит как «Господь», но применительно к Иисусу Христу это не аналог слова «господин», а условное акустическое обозначение высочайшего имени Божия.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер