Флп., 240 зач., II, 5-11.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Только что мы услышали отрывок из апостольских посланий, который читается в дни богородичных праздников. Он состоит из воспроизведения апостолом Павлом древнего церковного гимна, говорящего о Боговоплощении и вхождении Господа Иисуса Христа в Небесную славу. Не составляет особого труда понять, почему в дни, посвященные Божией Матери, читается именно этот отрывок: Она — Тот человек, благодаря которому стало возможно Боговоплощение, именно по причине Боговоплощения христиане прославляли, прославляют и будут прославлять Пресвятую Богородицу.
Сам же приведенный апостолом Павлом гимн очень интересен. Он краток, но чрезвычайно емок по своему содержанию. К сожалению, и в русском, и в церковнославянском переводах этот гимн не сохранил свою ритмическую структуру, и потому не воспринимается нами на слух как поэтическое произведение. Тогда как глубина его содержания обусловлена в том числе и поэтической формой, недостижимой в прозаическом пересказе. Кроме того, большое значение здесь имеет и язык оригинала, то есть греческий.
Кто такой Иисус Христос? Гимн дает ответ: Он — Бог, ставший Человеком, но при этом оставшийся Богом. Для передачи этой мысли здесь используется следующая конструкция: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Да, мы помним из книги Бытия, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Мы знаем, что образ Божий в человеке неустраним, тогда как к подобию надо восходить. Но здесь речь идет об ином образе, значительно точнее мысль передана в церковнославянском переводе: «и́же, во о́бразѣ Бо́жiи сы́й, не восхище́нiемъ непщева́ бы́ти ра́венъ Бо́гу». Впрочем, даже и этот текст непросто понять без рассмотрения греческого оригинала. Цитировать его нет смысла, но стоит сказать, что то слово, которое переведено здесь как «образ», используется в греческом языке и в описание перехода живого существа из одного состоянии в другое. К примеру, в описании стадий жизни бабочки. То есть воплотившийся Бог остался Богом, но при этом принял форму человека. Не по виду, а в полной мере. Приняв форму человека, Он сохранил все свойства Бога. Применительно ко Христу слово «образ» указывает на внутренние и всеобъемлющие свойства Бога, тогда как человек, созданный по образу и по подобию Божию, хотя и называется в русском переводе тем же словом «образ», является образом Бога на Земле по своему положению, как царь Земли, или, по мысли одного богослова, «по господским отношениям к другим земным тварям», но при этом человек не имеет свойств и сущности Божества.
Далее в гимне идет речь о добровольном уничижении Христа. Он, будучи Богом, прожил жизнь самого простого человека, претерпел страдания и был казнен. Поэтому «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени». Здесь возникает вопрос: о каком имени идет речь? Какое имя у Господа Иисуса Христа? Имя «Иисус» — имя Человека, данное Ему при рождении. «Христос» — тоже не то имя, которое дал Ему Бог. Так каково же имя Он получил? Каково имя нашего Бога? Ответ, как может показаться, банален, но в то же время он довольно сложен: это имя — Господь. То самое имя, которое нельзя произнести, оно идет из Ветхого Завета, там оно выражено так называемым тетраграмматоном, то есть четырьмя буквами, произнесение которых невозможно. Но для того, чтобы как-то обозначить это имя на слух, ему нашли замену, эта замена в русском переводе звучит как «Господь», но применительно к Иисусу Христу это не аналог слова «господин», а условное акустическое обозначение высочайшего имени Божия.
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу»
Царедворец Арсений, воспитатель детей византийского императора Феодосия, в 394 году оставил государеву службу. Он поселился в египетской пустыне. Построил там себе небольшую келью. Жил уединённо, пребывая молитвенно с Богом. Каждый воскресный и праздничный день посещал церковь, а после службы возвращался к себе. Подвижники, обитавшие в пустыне, удивлялись добродетельной жизни Арсения. Однажды один инок спросил отшельника о том, что полезно для души? На это Арсений, позже прославленный Церковью в лике преподобных, ответил так:
«Всячески заботься о том, чтобы то, что мыслишь в уме своём, было бы угодно Богу».
Все выпуски программы Слова Святых
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия