
Апостол Павел
Флп., 240 зач., II, 5-11.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Только что мы услышали отрывок из апостольских посланий, который читается в дни богородичных праздников. Он состоит из воспроизведения апостолом Павлом древнего церковного гимна, говорящего о Боговоплощении и вхождении Господа Иисуса Христа в Небесную славу. Не составляет особого труда понять, почему в дни, посвященные Божией Матери, читается именно этот отрывок: Она — Тот человек, благодаря которому стало возможно Боговоплощение, именно по причине Боговоплощения христиане прославляли, прославляют и будут прославлять Пресвятую Богородицу.
Сам же приведенный апостолом Павлом гимн очень интересен. Он краток, но чрезвычайно емок по своему содержанию. К сожалению, и в русском, и в церковнославянском переводах этот гимн не сохранил свою ритмическую структуру, и потому не воспринимается нами на слух как поэтическое произведение. Тогда как глубина его содержания обусловлена в том числе и поэтической формой, недостижимой в прозаическом пересказе. Кроме того, большое значение здесь имеет и язык оригинала, то есть греческий.
Кто такой Иисус Христос? Гимн дает ответ: Он — Бог, ставший Человеком, но при этом оставшийся Богом. Для передачи этой мысли здесь используется следующая конструкция: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Да, мы помним из книги Бытия, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Мы знаем, что образ Божий в человеке неустраним, тогда как к подобию надо восходить. Но здесь речь идет об ином образе, значительно точнее мысль передана в церковнославянском переводе: «и́же, во о́бразѣ Бо́жiи сы́й, не восхище́нiемъ непщева́ бы́ти ра́венъ Бо́гу». Впрочем, даже и этот текст непросто понять без рассмотрения греческого оригинала. Цитировать его нет смысла, но стоит сказать, что то слово, которое переведено здесь как «образ», используется в греческом языке и в описание перехода живого существа из одного состоянии в другое. К примеру, в описании стадий жизни бабочки. То есть воплотившийся Бог остался Богом, но при этом принял форму человека. Не по виду, а в полной мере. Приняв форму человека, Он сохранил все свойства Бога. Применительно ко Христу слово «образ» указывает на внутренние и всеобъемлющие свойства Бога, тогда как человек, созданный по образу и по подобию Божию, хотя и называется в русском переводе тем же словом «образ», является образом Бога на Земле по своему положению, как царь Земли, или, по мысли одного богослова, «по господским отношениям к другим земным тварям», но при этом человек не имеет свойств и сущности Божества.
Далее в гимне идет речь о добровольном уничижении Христа. Он, будучи Богом, прожил жизнь самого простого человека, претерпел страдания и был казнен. Поэтому «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени». Здесь возникает вопрос: о каком имени идет речь? Какое имя у Господа Иисуса Христа? Имя «Иисус» — имя Человека, данное Ему при рождении. «Христос» — тоже не то имя, которое дал Ему Бог. Так каково же имя Он получил? Каково имя нашего Бога? Ответ, как может показаться, банален, но в то же время он довольно сложен: это имя — Господь. То самое имя, которое нельзя произнести, оно идет из Ветхого Завета, там оно выражено так называемым тетраграмматоном, то есть четырьмя буквами, произнесение которых невозможно. Но для того, чтобы как-то обозначить это имя на слух, ему нашли замену, эта замена в русском переводе звучит как «Господь», но применительно к Иисусу Христу это не аналог слова «господин», а условное акустическое обозначение высочайшего имени Божия.
«Преподобный Феодор Студит о пасхальной радости». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме пасхальной радости, из поучений преподобного Феодора Студита «О Пасхе».
Разговор шел о значении и духовных смыслах Воскресения Христова, а также о том, как сохранять пасхальную радость.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Церковной горячей линии «Милосердие» важна поддержка

Две сумки с вещами и одно место в тёмном подвале дома в городе Мариуполе — это всё, что было у Андрея и Елены 3 года назад. Что делать дальше — они не знали.
Елена вспоминает: «Как-то в наш подвал пробрался знакомый и сказал, что раздобыл бензин и машину. Предложил выбираться в шесть утра и мчаться в сторону Крыма. „Кто со мной?“ — спросил он. Рискнули несколько человек. Мы забились под завязку в легковую машину и выдвинулись затемно. Добрались до развилки — одна дорога вела в сторону Украины, вторая — через Бердянск в Россию. На этом месте каждый сделал свой выбор. Мы с Андреем побрели в сторону российского лагеря с добровольцами».
Елену с мужем эвакуировали в Екатеринбург. Там они обратились в местный церковный Штаб помощи беженцам. Его сотрудники и волонтёры помогали супругам выжить и освоиться в незнакомом городе. А спустя время Андрей и Елена узнали, что у Православной Церкви есть ещё и горячая линия социальной помощи «Милосердие», куда можно обратиться в любой сложной ситуации. Супруги так и сделали. Они попросили помочь им вернуться в родной город, который активно возрождается, и оформить документы на получение нового жилья взамен разрушенного.
Сотрудники церковной горячей линии социальной помощи «Милосердие» взяли их под своё крыло. Их стараниями Андрей и Елена смогли добраться до Мариуполя и продолжить свой путь к новой жизни!
Каждый месяц на номер церковной горячей линии 8 800 70 70 222 звонят до пяти тысяч человек, попавших в беду! И чтобы у проекта была возможность откликаться на все просьбы оперативно — приобретать билеты, продукты, лекарства и многое другое — ему важна поддержка. Сделать благотворительный взнос в пользу подопечных горячей линии можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые мученики за Христа». Священник Стефан Домусчи

У нас в гостях был доцент Московской духовной академии священник Стефан Домусчи.
Разговор шел о первом мученике за Христа — архидиаконе Стефане, а также о том, как и кем огранизовывались первые гонения на христиан.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Четвертая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена сложным моментам первых лет существования христианской Церкви
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер