Флп., 235 зач., I, 1-7.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Даже если не знать истории написания апостолом Павлом Послания к Филиппийцам, легко заметить особую теплоту, с которой апостол обращается к своим адресатам. В самом деле, у Павла были совершенно особенные отношения с этой христианской общиной: она была им основана при первом посещении Европы, совсем небольшая община была для апостола утешением и опорой, внутри нее не возникали те проблемы, которые можно было наблюдать в других местах. Апостола Павла и филиппийцев связывали и простые бытовые вещи: от них он не отказывался принимать помощь в своих личных нуждах. Собственно, и это послание своего рода производное от тесного общения: когда апостол был в заключении в Риме, филиппийцы послали к нему в качестве помощника некоего Епафродита, который привез Павлу пожертвования и самоотверженно служил ему, был, по слову самого апостола, «близок к смерти» (Флп. 2:30), то есть, будучи рядом с апостолом он сильно заболел. Когда же Епафродит выздоровел, апостол отправил его обратно в Филиппы снабдив тем самым благодарственным Посланием, начало которого мы только что услышали.
Абсолютно все толкователи отмечают, что в самом начале Послания к Филиппийцам апостол Павел не делает того, что можно увидеть во многих других его посланиях: он не называет себя апостолом. История написания этого послания делает очевидным причину: Павлу не было необходимости ссылаться на собственный апостольский авторитет в послании к тем, у кого не было по этому поводу никаких сомнений. Он просто называет себя и Тимофея рабами Иисуса Христа. Тем самым апостол Павел ставит себя в один ряд с филиппийцами. У слова «раб» могут быть самые разные значения, чаще всего сегодня даже среди христиан это слово ассоциируется с чем-то отрицательным и уничижительным. Видимо, виной всему исключительно социально-политическое прочтение этого слова. К примеру, не так давно ко мне обратилась одна вполне благочестивая женщина с немало удивившим меня вопросом, она спросила: «А можно ли в своем домашнем синодике поминать архиереев и священников как рабов Божиих?» Ей показалось, что такое именование несколько умаляет носителей священного сана. Конечно, это не так. Потому что рабом Божиим, рабом Иисуса Христа может быть только тот, кто исполняет слова Христа, кто живет без греха, тот, кто не является рабом собственных страстей. Поэтому именование «рабом Божиим» это не унижение, а, скорее, некий кредит доверия, ведь мало кто на самом деле предан Господу Иисуса Христу настолько, чтобы быть не только по имени, но и по сути быть Его рабом, чтобы жить Им и ради Него. Святитель Иоанн Златоуст называл такое рабство великим достоинством и верхом совершенства, к котором должен стремиться любой разумный человек.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.