Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Бытие определяет сознание». Так звучит один из постулатов философии марксизма, утверждающего, что приоритетом обладает материальная реальность. Она фактически диктует человеку, когда ему радоваться, когда печалиться. С точки зрения Маркса, все мы являемся заложниками среды, в которой обитаем. Что, в конечном счёте, приводит к сомнению в существовании свободы воли. Давайте посмотрим, что по данному вопросу может сказать нам Священное Писание? А именно — послание апостола Павла к христианам города Филиппы.
Отрывок из данного библейского произведения мы только что слышали. Прозвучавшее чтение начинается с вдохновляющих, наполненных духовным оптимизмом слов апостола Павла: «радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь». Как вы думаете, находясь в каких условиях, Павел эти строки написал? В римской тюрьме, где святой оказался по ложному навету иудейских вождей. Интересная историческая деталь, не правда ли? Но она ярко подсвечивает личностные характеристики апостола, а также ставит под сомнение материалистический постулат марксизма.
Святой Павел был убеждён — человек имеет право что-либо проповедовать только тогда, когда он на собственном опыте пережил те или иные вещи. Апостол прекрасно понимал, как опасно лицемерие в деле проповеди. Если ты сам не можешь понести подвига веры, как ты можешь призывать к нему других? Апостол в посланиях, предшествовавших письму к христианам города Филиппы, подчёркивал значение духовной радости как признака присутствия благодати Божией в жизни христианина. И вот наступил момент на собственном примере подтвердить правдивость написанных однажды слов.
Конечно же, Павлу было в тюрьме несладко. Но он не отчаивался. Павел и себе не давал опускать рук, и учеников своих подбадривал. Вот что он пишет далее в послании к Филиппийцам: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Апостол призывает читателей прекратить бояться. Истинная вера приносит в жизнь человека мир и спокойствие. Ведь христианин понимает, что всё по большому счёту зависит только от Господа.
Апостол не призывает нас к какому-то фатализму. Вовсе нет. Речь, наоборот, идёт об очень активной жизненной позиции. Необходимо искренне следовать заповеди Божией, оставив то, что от нас никак не зависит, на попечение Господне. Это ровно та самая мысль, что блестяще в своё время выразил русский поэт Василий Жуковский: «Спите! Бог не спит за нас!». Мы, действительно, не способны контролировать многие вещи в нашей жизни. Вот слова и поступки находятся в зоне человеческой ответственности. Потому необходимо заботиться о чистоте совести. А остальное поручить Богу.
Апостол Павел просит и современных ему читателей, и нас с вами помышлять только о том, что «истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала». Корни наших слов и поступков лежат в области мысли. Если мы научимся думать о верных, правильных, светлых вещах и соотносить мысли с заповедью Божией, то оставим минимальное пространство для греха. Ему просто не на чем будет паразитировать. Наше сознание во многом определяет наше бытие.
Завершается прозвучавшее чтение такими словами апостола: «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами». Исполнение заповеди любви к Господу и людям позволяет Богу присутствовать в нашей жизни. А там, где Бог, там мир, радость, успокоение. Будем же исполнять завет апостола Павла и через это познаем, в чём состоит истинное счастье бытия, определяемого любовью Божией к нам!
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема