Центром еврейской цивилизации, ее духовным стержнем на протяжении веков являлся храм царя Соломона. Расположенный в центре Иерусалима, на вершине горы Мориа, храм Соломона был единственным святилищем эпохи Ветхого Завета, где совершалось богослужение по закону пророка Моисея. Гора Мориа не была случайным местом. Согласно преданию, на ее вершине Авраам собирался принести в жертву Исаака, своего сына. Данное событие было предзнаменованием крестной жертвы Иисуса Христа, которого распяли на северной части склона Мориа, месте, прозванном Голгофой. Ветхозаветный храм был построен в десятом веке до Рождества Христова и простоял до 70 года уже нашей эры, когда его разрушили римские солдаты. Напоминанием о былом величии Иерусалимского храма сегодня служит Стена плача — оставленная нетронутой его западная стена. Первоначально осуществить строительство Иерусалимского храма желал ветхозаветный царь и пророк Давид, но Бог запретил ему возвести святилище, так как Давид много воевал и его руки не раз были обагрены человеческой кровью. Давид, расстроенный запретом, тем не менее, подготовил для строительства все необходимые материалы, чтобы облегчить дело строительства своему сыну и наследнику — Соломону. До возведения храма иудеи совершали богослужение в Скинии — так назывался шатер, созданный пророком Моисеем в годы сорокалетнего странствия евреев по пустыне. Скиния состояла из трех частей: внешнего двора, святилища и святое святых. Во дворе скинии могли находиться все пришедшие на службу евреи. В святилище могли входить священники. Святое святых, главную часть скинии, мог посещать только первосвященник и только раз в год. Храм Соломона повторял устройство скинии. О тех святынях, которые имелись внутри скинии и затем в храме Соломона упоминает апостол Павел в послании к евреям.
Братия, 1 первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. 3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Прозвучавший Отрывок из послания апостола Павла к евреям является традиционным богослужебным чтением для нескольких праздников в честь Богородицы. Для этого имеется веская причина. Первая состоит в том, что ветхозаветная скиния, упомянутая апостолом Павлом в послании к евреям, традиционно считается символом Божией Матери. Как в скинии обитал Бог, так и в Деве Марии Духом Святым был зачат Сын Божий Иисус Христос. Скиния усилиями царя Соломона превратилась в Иерусалимский храм. Именно туда, согласно преданию родители Девы Марии, Иоаким и Анна, придя в глубокую старость, решили отдать свою юную дочь на воспитание — что было для евреев Ветхого Завета делом обычным. При храме имелся приют для девочек-сирот и тех, чьи родители были стары или больны. Первосвященник, которому Иоаким и Анна, передали свою дочь, к всеобщему удивлению решил ввести Деву Марию внутрь храма Соломона, что было запрещено, а также показал ей Святое святых — главную часть храма. Данное действие с точки зрения Моисеева закона было совершенно недопустимым. Конечно, первосвященник действовал в данном случае по вдохновению Божию. Его поступок имел глубокий смысл. Святое святых считалось иудеями местом постоянного присутствия Бога. А Дева Мария была избрана Господом для того, чтобы чудесным образом родить Спасителя мира, Иисуса Христа. Еще и поэтому апостол Павла использует Святое Святых как символ Богоматери. А отрывок Послания к евреям читается на богослужении в дни некоторых богородичных праздников.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»