Центром еврейской цивилизации, ее духовным стержнем на протяжении веков являлся храм царя Соломона. Расположенный в центре Иерусалима, на вершине горы Мориа, храм Соломона был единственным святилищем эпохи Ветхого Завета, где совершалось богослужение по закону пророка Моисея. Гора Мориа не была случайным местом. Согласно преданию, на ее вершине Авраам собирался принести в жертву Исаака, своего сына. Данное событие было предзнаменованием крестной жертвы Иисуса Христа, которого распяли на северной части склона Мориа, месте, прозванном Голгофой. Ветхозаветный храм был построен в десятом веке до Рождества Христова и простоял до 70 года уже нашей эры, когда его разрушили римские солдаты. Напоминанием о былом величии Иерусалимского храма сегодня служит Стена плача — оставленная нетронутой его западная стена. Первоначально осуществить строительство Иерусалимского храма желал ветхозаветный царь и пророк Давид, но Бог запретил ему возвести святилище, так как Давид много воевал и его руки не раз были обагрены человеческой кровью. Давид, расстроенный запретом, тем не менее, подготовил для строительства все необходимые материалы, чтобы облегчить дело строительства своему сыну и наследнику — Соломону. До возведения храма иудеи совершали богослужение в Скинии — так назывался шатер, созданный пророком Моисеем в годы сорокалетнего странствия евреев по пустыне. Скиния состояла из трех частей: внешнего двора, святилища и святое святых. Во дворе скинии могли находиться все пришедшие на службу евреи. В святилище могли входить священники. Святое святых, главную часть скинии, мог посещать только первосвященник и только раз в год. Храм Соломона повторял устройство скинии. О тех святынях, которые имелись внутри скинии и затем в храме Соломона упоминает апостол Павел в послании к евреям.
Братия, 1 первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. 3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. 6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7 а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Прозвучавший Отрывок из послания апостола Павла к евреям является традиционным богослужебным чтением для нескольких праздников в честь Богородицы. Для этого имеется веская причина. Первая состоит в том, что ветхозаветная скиния, упомянутая апостолом Павлом в послании к евреям, традиционно считается символом Божией Матери. Как в скинии обитал Бог, так и в Деве Марии Духом Святым был зачат Сын Божий Иисус Христос. Скиния усилиями царя Соломона превратилась в Иерусалимский храм. Именно туда, согласно преданию родители Девы Марии, Иоаким и Анна, придя в глубокую старость, решили отдать свою юную дочь на воспитание — что было для евреев Ветхого Завета делом обычным. При храме имелся приют для девочек-сирот и тех, чьи родители были стары или больны. Первосвященник, которому Иоаким и Анна, передали свою дочь, к всеобщему удивлению решил ввести Деву Марию внутрь храма Соломона, что было запрещено, а также показал ей Святое святых — главную часть храма. Данное действие с точки зрения Моисеева закона было совершенно недопустимым. Конечно, первосвященник действовал в данном случае по вдохновению Божию. Его поступок имел глубокий смысл. Святое святых считалось иудеями местом постоянного присутствия Бога. А Дева Мария была избрана Господом для того, чтобы чудесным образом родить Спасителя мира, Иисуса Христа. Еще и поэтому апостол Павла использует Святое Святых как символ Богоматери. А отрывок Послания к евреям читается на богослужении в дни некоторых богородичных праздников.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов