Первое поколение христиан, по преимуществу, состояло из евреев. Это не удивительно, поскольку именно евреи, жители Палестины, стали свидетелями проповеди и чудес Господа Иисуса Христа. Первым центром христианской цивилизации являлся Иерусалим – город, в котором умер и воскрес Спаситель. Здесь же на пятидесятый день после Пасхи на учеников Христа, апостолов, сошел Святой Дух, что положило начало существованию Церкви. Христиане Палестины, по свидетельству Священного Писания, жили в единодушии, искренней заботе и братской любви друг ко другу. Немаловажную роль в формировании такой удивительной атмосферы сыграл святой Иаков Праведный, первый епископ, глава Иерусалимской Церкви. Святой Иаков приходился Иисусу Христу сводным братом, являясь сыном Иосифа Обручника от первого брака. Первоначально Иаков не верил в Божественное происхождение Иисуса, с большим скепсисом относился к Его словам и поступкам. Однако Воскресение Христа из мертвых изменило отношение Иакова. По преданию, Спаситель посетил Своего сводного брата, который после этой встречи стал искренне верующим христианином. Святого Иакова еще при жизни прозвали Праведником. Что, впрочем, не помешало врагам Церкви убить его в 63 году, сбросив с крыши храма Соломона. Смерть Иакова внесла сумятицу в среду палестинских христиан-евреев. Многие из них, испугавшись повторения судьбы Иакова, решили вернуться в иудаизм. Предотвратить такой исход постарался апостол Павел, направивший христианам Палестины послание, именуемое теперь Посланием к евреям. Послушаем отрывок из него.
Братья, 2.11 освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 2.12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. 2.13 И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. 2.14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 2.15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. 2.16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. 2.17 Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. 2.18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
Послание к евреям изобилует цитатами из ветхозаветные тексты и акцентирует внимание на том, что именно на Христе исполнились все пророчества древнего Израиля. Особенно внимательно в послании к евреям освещается тема крестной жертвы Спасителя. В прозвучавшем отрывке апостол Павел сначала говорит о том, что Христос – Сын Божий, принявший человеческое естество. Для апостола Павла, Спаситель – новый Адам. Именно так нужно понимать цитату из пророка Исайи «вот Я и дети, которых дал Мне Бог» (Ис. 8,18). По замыслу Бога Адам должен был открыть Рай для своих потомков, но, согрешив, провалил возложенную на него миссию. Исправил катастрофу Сын Божий, Иисус Христос. В день Благовещения Он принял от Девы Марии человеческую природу, стал потомком Авраама. Вместе с природой Он принял боль и страдания, которые испытывает человек. Христос также прошел через смерть. В этом состояла высшая точка Его служения. Умерев на Кресте, Господь исполнил главное пророчество о Себе. Древние евреи из поколения в поколение совершали кровавые жертвоприношения – по их просьбе первосвященник Израиля в дни религиозных праздников закалывал невинного ягненка. Этим он предвозвещал жертвенную смерть Христа. Спаситель добровольно принял смерть на Кресте, стал, по мысли Павла, одновременно жертвой и первосвященником. Но умерев, Христос не стал подобно прочим пленником смерти. Воскреснув на третий день, Он разрушил власть дьявола над людьми, вернул им Рай, утраченный Адамом.
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов