
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
«Ох, какая же это мука — воспитывать!» Эта гениальная фраза Фрекен Бок из мультфильма «Малыш и Карлсон» крепко запомнилась многим поколениям. Кто-то от души посмеялся, а кто-то — сам того не заметив — сделал этот афоризм девизом всей жизни. И, подняв его высоко над головой, отправился на ниву образования. И в советское время, и позже, мы много слышали о «великом подвиге Учителя» — мучительно утрамбовывать в активно сопротивляющиеся головы и сердца подопечных знания, компетенции, навыки — согласно требованиям образовательных стандартов.
Апостол Павел сегодня призывает нас задуматься вот над чем: а есть ли хоть какой-то толк от наставников, учителей, духовных руководителей — когда они занимаются своим делом с глубоким вздохом и явным неудовольствием — то есть — когда на самом-то деле они совсем не любят ни свою профессию, ни своих подопечных? Ответ у апостола простой: нет, это никому не полезно — и в первую очередь вредно для самих воспитуемых. Особенно когда они сознательно провоцируют своих наставников, доставляя им неудовольствие и беспокойство.
Неужели тогда надо всё пустить на самотёк — но разве не станет это потаканием порочности и лени — вместо настоящего воспитания и взросления человека?
Ответ, как должны гармонично сочетаться требовательность и любовь — даёт Антон Семенович Макаренко: «Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему. Человека нужно не лепить, а ковать... создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек».
Ничего вам не напоминает такой метод воспитания? По-моему — Бог, в которого мы верим — только так и поступает: с радостью и любовью, с бесконечным доверием и уважением — без устали выковывает нас на наковальне протяжённостью в жизнь — пока мы не превратимся в настоящее произведение Его искусства!
«Журнал от 30.05.2025». Роман Торгашин, Алексей Соколов

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Неделя семьи «7Яфест»;
— Детство, инфантилизм, взрослость — что значит «будьте как дети»?
— Семья — отношения разных поколений;
— Любовь к детям и страхи за них.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева
Все выпуски программы Журнал
Харьковский институт благородных девиц

Фото: cottonbro studio / Pexels
Институты благородных девиц — закрытые учебные заведения для дочерей дворян — стали важной страницей истории женского образования в России. Первый, Смольный институт благородных девиц, был открыт в Санкт-Петербурге в 1764 году по указу императрицы Екатерины II. Располагался он на месте, где когда-то находились склады для хранения смолы. Отсюда и название — Смольный. Государыня хотела, чтобы новое учебное заведение способствовало воспитанию и образованию будущих матерей и членов общества. Так женские институты, подобные Смольному, стали появляться по всей стране.
В 1812 году институт благородных девиц был открыт и на юге Российской империи в городе Харьков по инициативе местного дворянского благотворительного общества. Его участники хотели создать учебное заведение для девочек из бедных дворянских семей, лишённых возможности получить хорошее образование. В институте девушек учили рукоделию и готовили к преподавательской деятельности для обучения детей.
Уже в 1818 году под своё покровительство институт взяла императрица Мария Фёдоровна — мать императора Александра I. Так из частного учреждение стало государственным. В 1829 году у института, до этого скитавшегося по разным помещениям, наконец появилось свое здание в центре города на Сумской улице. Деньги на строительство нового помещения пожертвовала сама императрица и благотворители.
В стенах учебного заведения девочки жили в течение девяти лет, возвращаясь к родным только на время каникул. Они изучали грамматику, историю, Закон Божий, иностранные языки, музыку, учились рукоделию и танцам. Лучшие ученицы получали стипендию от членов монаршей фамилии.
Так, для многих девушек из обедневших семей институт стал шансом для получения достойного образования, позволил зарабатывать на жизнь в качестве гувернанток.
Накануне революции в институте училось более двухсот девушек. После 1917 года Харьковский институт благородных девиц продолжил своё существование в эмиграции в городе Нови Бечей Королевства Сербов, хорватов и словенцев. В стенах института девушки из семей русских эмигрантов получали отечественное образование и изучали культуру родной страны, от которой оказались оторваны.
В 1930 году Харьковский институт был объединён с Донским институтом, тоже находившимся в эмиграции. Новый «Русский девичий институт имени императрицы Марии Фёдоровны» просуществовал до 1943 года, дав национальное образование многим русским эмигранткам.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 126. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Люди во все времена были существами амбициозными. Можно вспомнить их поведение в раю, строительство Вавилонской башни и многое другое. Однако далеко не всё задуманное исполняется — и крах планов и надежд приводит к печали, унынию и даже депрессии, ведь все силы оказываются потрачены напрасно. Христиане, конечно, тоже имеют амбиции, строят планы и стремятся к целям... И всё же в том, как именно они это делают, должен быть виден христианский подход, который позволяет правильно воспринять и достижение цели, и крах надежды... О том, что это за подход, говорится в 126-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 126.
Песнь восхождения. Соломона.
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он даёт сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Современному человеку иногда может показаться, что он трудится больше, чем человек прошлого. Появилось столько всего, чем человек раньше не занимался, и может показаться, что жизнь раньше была проще. Спорить с тем, что появились новые профессии, новые нужды и новый уровень формализма и бюрократии, сложно, всё действительно так. Но как вспомнишь, сколько за нас сегодня делают машины, — понимаешь, что люди просто больше времени тратили на другое, на более простые вещи, которые за нас сегодня делает техника. Однако! Чего сегодня бесспорно больше, так это переживаний. Люди переживают буквально за всё. Начинают с того, что трясутся за оценки в школе, потом за поступление в университет, колледж или работу, переживают за внешний вид, за успешность — можно перечислять бесконечно. Но что же изменилось? Почему у нас так повысился уровень тревоги? Думаю, ответ на самом деле прост: в нас стало меньше веры в Бога. Отчасти мы попытались заменить Его наукой и техникой, которые кажутся нам более гарантированными и внутренне понятными. Но до конца они нас не успокоили... Да и сфер, в которых они не могут ничего гарантировать, очень много.
Псалом, который мы услышали, начинается с утверждения, которое давно забытого многими современными людьми, но было хорошо знакомо нашим верующим предкам: если Господь не создаст дома, напрасно трудится строитель, и, если Господь не сохранит города, напрасно бодрствует страж. Иными словами, вместе с нами и даже помимо нас в этом мире действует Господь. И тому, кто работает и предпринимает усилия, стоит об этом помнить и доверять Ему.
Любой священник знает, какое количество людей приходит в храм с уже готовыми и обдуманными просьбами. «Мне надо поступить именно в этот вуз, мне нужна именно эта работа, мне нужен именно такой супруг, я хочу развивать именно этот бизнес», — говорят они. Естественно, всё это не ограничивается словами. Люди очень много работают над достижением целей, порой затрачивая неимоверные ресурсы, например, часами просиживая за подготовкой к экзаменам. А потом приходят и спрашивают, почему всё сложилось не так, как мы планировали? Почему я не поступил? Почему у меня нет мужа или жены? Почему бизнес не сложился? Претензии, претензии, претензии, вместо доверия. В отличие от современного мира, премудрый Соломон, автор прозвучавшего 126-го псалма, учит нас видеть руку Божию в том, что происходит и в том, чего не происходит. Конечно, Господь не строит дом вместе со строителем и не сдаёт экзамены вместе с будущим студентом буквально, но Своим промыслом либо поддерживает его намерение, либо оставляет действовать самому.
Что это значит на практике и как доверие меняет наше поведение? Очень просто. Со своей стороны мы призваны делать всё от нас зависящее, учить, сдавать экзамены, если речь о поступлении, общаться с будущим супругом или супругой, если речь идёт о построении семьи... но результаты доверять Богу.