Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В истории каждого народа бывают непростые времена. Обратившись к ветхозаветной части Библии, можно с уверенностью сказать, что подобным периодом для еврейского народа стал так называемый Вавилонский плен. Он оказался следствием неразумной политики иудейских правителей, которые явно забыли завет пророка Давида — «не надейтесь на князей, на сынов человеческих».
Цари Иудеи полагали, что в политическом смысле гораздо выгоднее концентрировать внимание не нравственной стороне собственной жизни или поведении подчинённых, а искать сторонней помощи и поддержки у сомнительного рода союзников-иноверцев. В данном случае — развращённых властью египетских фараонов. Ненормальность сложившейся ситуации всем сердцем ощущал пророк Иеремия. Будучи выходцем из священнической семьи, он мог сделать успешную карьеру, но избрал иной путь. Иеремия принял призыв Божий и стал проповедником Его воли.
В отношении древнего Израиля, она (эта воля) проявляла себя, прежде всего, в том, чтобы не жертвовать религиозными принципами, соблюдать заповеди Божии и тем самым проявлять верность завету, который Бог заключил с патриархом Авраамом. К сожалению, горизонт видения правителей Иудеи ограничивался почти исключительно меркантильными интересами, за что древние евреи и поплатились, оказавшись в плену у вавилонян.
Стоит отметить, что апостол Павел в своём послании к Евреям видит причину случившейся катастрофы ещё и в некотором несовершенстве самого ветхозаветного законодательства. Оно по преимуществу оказывало влияние на внешнюю жизнь человека, проявляло себя, скорее, как ограничитель пороков, а не средство, помогающее духовному росту. Вот почему Павел делает вывод, что Новый Завет оказался для человечества просто необходим. Ведь Евангелие апеллирует преимущественно к внутренним вещам. Христос Спаситель постоянно указывает на необходимость начинать изменение мира с изменения себя.
Почему апостол рассуждает над соотношением Ветхого и Нового заветов? В первую очередь, потому что данная тема крайне волновала его читателей — крестившихся евреев, живших в Иерусалиме. После гибели Иакова, первого епископа местной Церкви, эти люди, испугавшись гонений, начали возвращаться в прежнюю веру. Павел не укоряет читателей за предательство, но призывает задуматься над тем, что, собственно, представляет главную ценность в их жизни?
Ответить на данный вопрос оказалось для читателей Павла не так уж и просто. Ведь речь, в том числе, шла о преодолении привычной формы восприятия отношений между Богом и человеком. Безусловно, тщательно соблюдать различные обряды и традиции не так уж и просто, но гораздо сложнее положить в основание духовной жизни стремление к истинному совершенству. Оно для Павла является синонимом Богосыновства.
В ветхозаветной традиции Богосыновство ассоциировалось исключительно с принадлежностью к определённой народности, когда кровное родство гарантировало те или иные религиозные преимущества. Основываясь на прецеденте Вавилонского плена, апостол указывает, что ничего в духовной жизни не может происходить автоматически. Так, например, заключённый с Авраамом завет сам по себе не спас Иудею от нападения захватчиков.
К чему же, в конечном счёте, призывает читателей апостол Павел? Для него Ветхий Завет — ценная часть истории его народа, но он при этом прекрасно понимает, насколько Евангелие превосходит все нормы древнеиудейской религиозности. Закон Моисея сдерживал человеческую греховность. Учение Христа открывает перспективу духовного совершенства, основанием которой оказывается не просто какое-то морализаторство, но тот факт, что благодаря Сыну Божьему людям был возвращён Рай. Стать его обитателями могут все люди — вне зависимости от национальной принадлежности. Главным условием в данном случае является вера во Христа Спасителя, принятие таинства крещения и искреннее стремление положить в основание каждого поступка искреннюю веру и очищенную от лукавства совесть.
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!