Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410

Андрей Рублев. Апостол Павел, 1410

Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.

Глава 11.

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Комментирует священник Антоний Борисов.

Прозвучавшее чтение из послания к Евреям традиционно читается в воскресенье, предшествующее празднику Рождества Христова. Данная служба посвящена также памяти святых отцов. Иными словами — предкам Господа Иисуса Христа по плоти. Церковь через богослужение готовит нас ко встрече второго по значению (после Пасхи) праздника, предлагая возможность за какие-то минуты обозреть практически всю историю ветхозаветного Израиля.

Апостол Павел начинает своё повествование с патриарха еврейского народа — Авраама. Затем говорит о его сыне Исааке и внуке Иакове. Вскоре перед нашими глазами предстаёт печальная картина египетского плена, в котором оказались евреи. А затем мы становимся свидетелями чудесного избавления избранного народа от власти фараона, которое (избавление) состоялось благодаря героическому служению пророка Моисея.

Упоминает с сердечной теплотой Павел вождей и пророков древнего Израиля — Гедеона, Самсона, Самуила и Давида. Ведь благодаря им и иным праведникам евреи в течение веков, несмотря на все ошибки и искушения, всё же сохраняли верность истинному Богу, не впадали окончательно и безвозвратно в идолопоклонство. От прозвучавшего описания подвига ветхозаветных святых сердце наполняется чувством чего-то высокого, благородного.

Залогом духовной крепости и религиозной принципиальности праведников древнего Израиля была, по мнению апостола Павла, вера. Данное утверждение для первых читателей послания выглядело крайне необычным. Ведь евреи эпохи Рождества Христова полагали, что основополагающее значение имеют иные вещи. Прежде всего, чистота крови, а также щепетильное исполнение многочисленных религиозно-национальных обычаев и традиций. Якобы они, а не что-то иное, сохраняли иудеев от исчезновения в религиозном и национальном смысле.

Апостол Павел не ставит под сомнение важность соблюдения практической стороны духовной жизни, но всячески подчёркивает, что любое внешнее проявление религиозности должно быть наполнено искренней и сердечной верой. Но и это ещё не всё. Наряду с описанием героизма ветхозаветных святых, руководствовавшихся именно верой, Павел говорит и о том, какие трудности пришлось праведникам древности испытывать. Многие из них были гонимы и даже мученически погибли. Причём, от рук соплеменников.

Служение ветхозаветных святых, которых сами же древние евреи гнали, избивали и даже казнили, имело пророческий характер и указывало на то, какая участь ждёт главного Посланника Божия — Иисуса Христа, Который пришёл к своим, но свои Его так и не приняли. Апостол ни в коем случае не укоряет своих читателей. Он, в принципе, никого ни в чём не обвиняет. Логика Павла имеет целью совершенно иную вещь. А именно — взрастить в людях духовную осмысленность и осознанность.

Данное качество позволяет видеть в религиозной традиции не объект для поклонения, не нечто самоценное, а, прежде всего, инструмент, который можно вдохновенно, творчески использовать для личного служения Богу, для преображения собственной жизни и жизни общества. Этим, собственно, и прославились упомянутые в прозвучавшем чтении ветхозаветные праведники. Опираясь на веру, они искали новые пути для проповеди. Отвергая пороки, святые древнего Израиля превращались в нравственные камертоны, на которые окружающие люди волей-неволей начинали ориентироваться.

Данное служение праведники эпохи до Рождества Христова осуществляли, не зная о духовных высотах Евангелия. Вот почему апостол пишет: «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее». Таким образом, мы, осознавая себя духовными наследниками Авраама, Исаака, Иакова и всего Ветхого Завета, призваны не просто продолжать их подвиг, но постараться вывести его на новый уровень духовного величия. Что опять же без искренней и осознанной веры просто невозможно.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем