Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться
апостол павел

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629

Евр., 310 зач., IV, 1-13.

Глава 4.

1 Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим.

2 Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.

3 А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела Его были совершены еще в начале мира.

4 Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих.

5 И еще здесь: «не войдут в покой Мой».

6 Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 

7 то еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших».

8 Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.

9 Посему для народа Божия еще остается субботство.

10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.

11 Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность.

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.

13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодняшний отрывок довольно сложен для понимания, он использует те библейские понятия, которые сегодня почти не встречаются в нашем повседневном обиходе. В Священном Писании Ветхого Завета и, следовательно, в библейском богословии заложен принцип «седьмого дня недели». Этот принцип распространяется и на седьмой год, который, как и седьмой день, должен быть посвящен покою. Ко времени Пришествия Христа та часть закона, которая касалась седьмого дня, то есть субботы, превратилась в самым строгим образом регламентированную систему, через которую Христу приходилось постоянно прорываться. Но при этом Он никогда не отрицал важность дня покоя, Он лишь боролся с неправильными трактовками субботы.

Нынешний фрагмент Послания к Евреям дает нам еще одну сторону понимания субботнего покоя. Здесь цитируется 94-ый псалом, в котором говорится, что покой был обещан сынам Израиля по достижении ими конечной цели пути — Земли Обетованной. Послание к Евреям соединяет эту мысль с субботним покоем Самого Бога и предостерегает: может случиться так, что люди не войдут в окончательный покой — покой Бога. Ведь Иисус Навин привел народ в Землю Обетованную, здесь народ должен был обрести покой, но пророк и псалмопевец Давид, который жил значительно позже этих событий, утверждает, что народ не достиг покоя. Значит, конечной целью была не Земля Обетованная, а что-то иное.

Получается, что мы имеем дело с тремя видами «покоя»: отдых Бога в седьмой день творения, покой, который был получен по достижении Земли Обетованной, и грядущий покой, который упоминает Давид, и который, согласно Посланию к Евреям, остается пока что недостигнутым, он наступит в будущем. Далее в Послании к Евреям будет раскрыто значение конечного покоя — это ничто иное, как Царство Небесное, в полной мере оно осуществится тогда, когда нынешние небо и земля перестанут существовать.

Услышанный нами отрывок апостольского послания содержит предостережение: не всякий, стремящийся достигнуть этот конечный покой, его достигнет. Так было и с Землей Обетованной: вышли многие, но мало кто сумел попасть в Палестину. Послание к Евреям называет причину такого грустного исхода: она заключена в непокорности воли Божией: «Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность». Но если во времена Иисуса Навина речь шла лишь о вхождении в Землю Обетованную, то перед нами стоит более масштабная задача, которая подразумевает и большую ответственность: мы стоим не перед Палестиной, а перед Царством Небесным, поэтому нам стоит с особой тщательностью наблюдать за тем, чтобы в какой-то момент не перейти в разряд непокорных.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем