Евр., 330 зач., XI, 33 — XII, 2.
Глава 11.
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Глава 12.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшнее чтение из послания апостола Павла к Евреям не может не вызывать вопросов. Сначала апостол пишет пафосную, хвалебную речь святым, о которых говорят Священные Книги Ветхого Завета: чего только не претерпели эти люди, через какие испытания веры не прошли — те, кого весь мир не был достоин!
Естественным образом ожидается в следующих словах объяснение, ради чего все эти подвиги предпринимались. И тут вдруг апостол говорит: «Да, есть свидетельство об их вере — но обещанного все они так и не получили!» Как так? Что за несправедливость? Разве сам же апостол не говорит, что, например, «жены получали умерших своих воскресшими»? Святые «прогоняли полки чужих»? Разве всё это — не исполнение обещанного? И что значат эти поистине загадочные слова — «дабы они не без нас достигли совершенства?»
Ответ — в самых последних стихах чтения. Апостол говорит об Иисусе Христе как том Самом Главном Ответе, Который Бог дал всем людям — в том числе и ветхозаветным праведникам, ценой жизни сохранявших верность Богу и свою веру в грядущего Спасителя. Да, бесконечно важны и мужество святых, и их непреклонность воли, и безграничная любовь к Богу, и мудрость, благодаря которым они почитаемы. Но всё это — сторона человеческая. Сколько бы святых ни отдали свои жизни — а смерть так никуда и не исчезла. Сколько бы страданий они ни претерпели — а сам страх мучений так и оставался неуничтоженным. И только во Христе исполнилось самое главное: жало смерти вырвано навсегда Воскресением, Крестом уничтожен страх страдания — потому что отныне и навсегда даже самая страшная, мучительная, несправедливая смерть — уже не тупик, не падение в бездушную бездну ада — а всего лишь дверь, пройдя сквозь которую человек оказывается в родном доме Небесного Отца.
В лице Иисуса Христа — самом главном Божественном Ответе человечеству — люди обретают настоящее единство. Устремляясь к одному и тому же центру — Христу Спасителю — они уже не могут оставаться и дальше врагами, обиженными друг на друга или продолжать игнорировать своих близких. Цена, которую должен заплатить христианин за своё право не любить, оказывается слишком высока: поражение от руки смерти и потеря вечного спасения. И, хочется надеяться, таковых людей — предпочитающих собственную нелюбовь вечной жизни — крайне мало!
Помоги же нам, Господи, почаще взирать на замечательные образы жизни наших святых — чтобы вдохновляться их верой, мужеством и любовью!
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.