Евр., 313 зач., VI, 9-12.
Глава 6.
9 Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
10 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Имени Бога, а также имени человека в Священном Писании придаётся большое значение. Это не случайно. Считалось, что имя открывает тайну природы того предмета, который им назывался. Поэтому Господь в раю повелевает Адаму дать имена животным. Это знак того, что первый человек знал сущность каждого живого существа, которое его окружало. Но не только это. Знание имени означает и предельно доверительные отношения. Поэтому Господь и открывает на Синае Своё имя Моисею, а через него и всему еврейскому народу. Так Господь даёт людям познать Себя, устанавливает с ними особую личную связь, демонстрирует им Своё бескорыстие и доверие. Дарит им Самого Себя и Свою любовь. Также в Священном Писании мы находим множество мест, когда делается акцент, что Бог знает имена Своих праведников. Вот что читаем в книге Исход: «И сказал Господь Бог Моисею: „Я знаю тебя по имени“». Царю Киру, который сыграл важную роль в судьбе еврейского народа, Он также говорит: «Я Господь, называющий тебя по имени». Не случайно поэтому в Библии такое значение отводится родословным. Целые страницы посвящены перечислению имён. Всё это доказательство того, что для Творца человек — не вещь, а человечество — не абстрактная масса. Для Него каждый из нас — в первую очередь личность.
Тот отрывок, который мы только что услышали, следует понимать именно в этом контексте. Только что апостол Павел сделал строгий выговор своим слушателям. Они духовно расслабились. Начали впадать в различные искушения, совершать серьёзные проступки. Но делает он его не в тоне равнодушного начальника-администратора, безличной карательной инстанции. Он каждого знает по имени. Подобно Спасителю, он переживает за конкретных мужчин и женщин, из которых состоит христианская община. Поэтому и обращается он к своим слушателям со словом «возлюбленные». Для него они — не толпа, не масса верующих. Это отдельные люди, которые имеют свои имена, свою судьбу, свою ситуацию, а потому все достойны участия, ласки и заботы.
Всё это демонстрирует нам важный принцип церковной жизни. Церковь — это не одна из государственных или социальных институций. Это в первую очередь семья. Где отец имеет право наказывать своего ребёнка лишь в том случае, если он знает его по имени. То есть, если горячо любит его и реально обеспокоен его судьбой. Без этого знания и любви наши замечания, упреки, попытки исправить человека, научить его уму разуму, неизбежно будут граничить с тем, что в современной психологии называют «абьюз». Не обязательно физический, но однозначно моральный, о чём может свидетельствовать история многих несчастных, которые пришли в Церковь в поисках утешения, тепла и заботы, а встретились с равнодушной и безликой системой разного рода запретов, предписаний и ограничений, за нарушение которых полагается наказание. Чтобы избежать этого, постараемся помнить имена друг друга, ведь лишь в этом случае и Господь будет знает имя каждого из нас.
О случайной встрече, изменившей жизнь
Все выпуски программы: Добрые истории
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
Старец Силуан провёл всю жизнь на Афоне. В записках он вспоминает, как на протяжении четырнадцати лет молился о том, чтобы Бог дал ему почувствовать Своё присутствие. И наступил момент, когда отчаяние пересилило веру. Тогда во время очередной многочасовой молитвы монах воскликнул Богу: «Ты неумолим!..» И в это мгновение он вдруг ощутил присутствие Христа. Инок почувствовал такую любовь, такое сострадание, что понял — можно прожить всю жизнь ради Господа. Впоследствии, утешая отчаявшихся братьев, старец Силуан Афонский рассказывал о том, каким ему открылся Бог:
«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца и говорит: „Ах, какой у нас Господь!“. Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов её. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы. Господь Сам есть одна Любовь».
Все выпуски программы Слова Святых
«Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал»
Монах Анастасий Синаит жил во второй половине VII века. Он нёс иноческий подвиг в Синайском монастыре великомученицы Екатерины в Египте. Его духовным руководителем был настоятель монастыря Иоанн Лествичник, прославленный православной Церковью в чине преподобных. После кончины учителя, монах Анастасий занял его место — стал игуменом, возглавил обитель. Всю свою жизнь он провёл в молитвах и подвижнических трудах. Сохранилось большое количество творений синайского игумена Анастасия, также прославленного Церковью в чине преподобных. В них он призывает человека быть очень внимательным к своим словам и мыслям. Обличая тяжкий грех памятозлобия, преподобный пишет:
«Многие, не раз согрешившие явно, тайно горячо покаялись, а мы видим, как они грешат, но не знаем ничего об их покаянии и обращении. Бывает, что мы грешников судим, а Бог их уже оправдал».
Все выпуски программы Слова Святых