Евр., 333 зач., XII, 25-26; XIII, 22-25.
Глава 12.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
Глава 13.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо взглянуть на его более широкий контекст. Здесь апостол Павел сравнивает два завета: Ветхий, который был дан на горе Синай евреям через пророка Моисея, и Новый, который принес Иисус Христос.
Говоря об истории синайского закона, апостол делает акцент на трех моментах. Во-первых, он говорит о величии Бога и подчеркивает Его безграничное могущество. Во-вторых, он говорит о непознаваемости Творца, к Которому не могут приблизиться даже ангелы. Поэтому в ветхозаветные времена среди иудеев даже бытовало мнение, что тот, кто увидит Создателя, неизбежно умрет. Наконец, апостол упоминает о том состоянии, которое человек испытывает перед Богом, — это благоговейный страх и трепет. Примечательно то, что во всех этих высоких рассуждениях мы совсем не встречаем упоминания о любви. Ветхий Завет изображает нам Творца как справедливого Судию. Он заключает с людьми завет и люди должны беспрекословно выполнять его для того, чтобы получить разного рода блага. Это больше похоже на отношения вассала и сюзерена или же на отношения работодателя и наёмника.
Всё меняется с пришествием в мир Иисуса Христа. Он заключает с людьми Новый Завет. Отношения с Богом кардинально меняются. Господь заботится о человеке не как работодатель, а как любящий отец. Пролив Свою кровь на кресте, Он приготовил для нас небесный Иерусалим, где мы сможем приобщиться к радости ангелов и святых праведников. Иными словами, по сравнению с ветхозаветными временами Господь стал намного ближе к человеку. Теперь верные Ему люди не просто получают от Него всяческие блага, но каждый момент своей жизни проводят в Его присутствии, то есть, с избытком исполнены божественной благодати Творца.
И всё же апостол напоминает, что любовь Божия, особая близость к людям не отменяют Его справедливости. Кроме того, если Ветхий Завет был заключен Богом с Израилем через Моисея, то Новый Завет Господь провозгласил человеку Сам лично. А потому наказание скорее постигнет не того, кто отказался исполнять ритуальный закон, но того, кто отказался слушать Христа. Итак, мысль апостола следующая: несмотря на то, что Бог открылся нам как совершенная любовь, мы несем вдвойне большую ответственность перед Ним, нежели древний Израиль. Ведь одно дело пренебречь разного рода культовыми предписаниями, другое — отвергнуть любовь, о которой нам возвещает Евангелие. Тот, кто поступает так, ставит себя не просто вне религии со всеми ее формальными обрядами и установлениями, но в первую очередь вне самого Источника жизни, который в каждый момент готов принять нас, подобно тому, как любящий отец принимает в объятия своего заблудшего, но раскаявшегося сына.
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.
20 апреля. О проповеди святого Серапиона Синдонита
Сегодня 20 апреля. День памяти Преподобного Серапиона Синдонита.
О проповеди святого, — священник Августин Соколовски.