Послание к Евреям святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Евреям святого апостола Павла

* Поделиться

Апостол Павел. Мозаика

Евр., 321 зач., IX, 11-14.

Глава 9.

11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,

12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Только что прозвучавший отрывок самым тесным образом связан с теми ритуальными законами, о которых мы узнаем из Ветхого Завета. В иудейской религии жертвоприношения занимали важное место. Они были довольно разнообразны. Это были как ежедневные жертвы, так и по особым случаям. Для этого могли использовать как животных, так и плоды земли. Особое значение имели две жертвы.

Первая совершалась во время праздника, который назывался День Очищения. Специально выбирали тельца и козла. Тельца приносили в жертву за грехи первосвященника, козла — за грехи народа.

Вторая — это жертвоприношение рыжей телицы. Дело в том, что, согласно ветхозаветным представлениям, человек, который прикоснулся к мертвому телу, становился нечистым. Это значит, что он не мог участвовать в богослужении, ведь он осквернял бы все, к чему бы ни прикасался. Чтобы стать чистым, необходимо было провести специальный обряд. За пределами поселения закалывали рыжую телицу. Ее кровью кропили перед входом в храм. После тушу сжигали, а золу пускали по ветру.

Считалось, что в результате обоих ритуалов человеку прощались его грехи, как вольные грехи, так и невольные. И он опять мог полноценно общаться с Богом.

Сегодня апостол Павел говорит, что та жертва, которую принес Христос Своим воплощением, смертью на кресте и воскресением, намного значительней, эффективный и совершенней, чем все эти довольно странные ритуалы. Во-первых, потому, что ветхозаветные священники совершали их постоянно, в то время как жертва Христова принесена один раз и этого достаточно для того, чтобы очистить грех всякого человека, где бы он ни родился и когда бы он не жил. Во-вторых, ветхозаветные обряды очищали только человеческое тело, то есть, избавляли его от той телесной нечистоты, которая мешала ему принять участие в ритуале и общаться с другими людьми. По сути, все это были внешние, формальные изменения. Жертва же Христова очищает саму человеческую душу. Ведь, по словам Спасителя, в действительности нас оскверняет не то, что мы едим, не то, к чему мы прикасаемся физически. Настоящая нечистота — это вся та мерзость, которая может таиться у нас внутри и которая порой пробивается наружу. Иными словами, она очищает нашу совесть, дает нам мир и покой, примиряет с Богом наше сердце. Никакая внешняя механическая работа, никакой формальный ритуал на это не способны.

Как же человеку усвоить результаты этой жертвы? Как войти в этот радостный опыт прощения и примирения с Богом, другими людьми и самим собой? Для этого Христос и утвердил Церковь с ее таинствами, для этого Он и дал нам Евангелие с его заповедями о жертвенной любви. От нес требуется лишь желание и решимость пойти по этому пути.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем