
Евр., 334 зач., XIII, 7-16.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Человек нередко задумывается о том, как сложится его жизнь в будущем. Кто-то просто думает, а кто-то очень переживает... Да и как не переживать? Ведь это же действительно важно для нас самих, для наших близких. Но вот что интересно, люди беспокоятся о возможных обстоятельствах, хотя они зачастую от них не зависят, вместо того чтобы беспокоиться о том, как они поступят, если в эти обстоятельства попадут.
Например, если человек собрался быть врачом или пожарным, он может думать о том, что в экстренных условиях спасет чью-то жизнь. Конечно, основанием этих мыслей может быть и тщеславие, но далеко не только оно. Человек может иметь вполне искренние намерения послужить ближнему, совершить достойный поступок.
Кажется, зачем думать, как ты поступишь, если ты не знаешь? Будут понятны условия — посмотришь, а пока живи сегодняшним днем. Действительно, обстоятельства бывают такими разными, что наши возможности могут совершенно им не соответствовать. И все же думать о том, как ты должен будешь поступить, важно, потому что, выбирая определенный путь, человек выбирает также мировоззрение, на которое будет опираться. Но вместе с обдумыванием намерений, есть еще одно важное условие, которое помогает не фантазировать напрасно — это практика. Конечно, какие-то обстоятельства могут произойти в далеком будущем, а могут и не произойти... Конечно, условия могут быть самыми разными... И все же — мера готовности к ним тоже может быть разной. Человек, который только фантазирует о том, как он поступит, может на самом деле никак не поступить, попросту не справиться. В действительности, чтобы быть способным к героическому поступку, важно начать с малого, приобретая опыт.
В сегодняшнем чтении апостол призывает учеников почитать наставников, и видя их подвиг, подражать так же их вере. При этом особенно он подчеркивает роль наставничества Христова, подражать которому особенно важно. Будучи Его учениками, мы должны разделить с Ним Его подвиг настолько, насколько для нас это возможно. Однако если мы будем только мечтать об этом, в день испытаний мы не сможем остаться верны. Как пожарный, прежде чем спасти чью-нибудь жизнь поддерживает себя в форме, чтобы оказаться верными Христу, как Его ученики мы должны каждый день проявлять верность в чем-то простом и на первый взгляд малозначительном.
Спаситель пострадал вне стана, как Тот, Кто отвергнут сообществом людей, потому что призывал жить по иным законам... Следуя за Христом, мы, по слову апостола, так же не имеем здесь города, то есть так же оказываемся отвергнуты... Мир, в котором мы живем — это наш дом, но мы не считаем, что его состояние идеально... Мы не соглашаемся жить по его правилам, но ожидаем мира нового и преображенного, мира любви и вечной жизни. Однако, чтобы это ожидание было плодотворным, чтобы оно действительно имело к нам отношение, мы уже здесь и сейчас должны действовать по правилам того мира, явления которого ожидаем в будущем.
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема