Евр., 323 зач., X, 1-18.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Обряды жертвоприношений известны с древнейших времен. Существует предание, что Сам Бог после падения Адама и Евы научил их приносить жертвы. Именно об этом, по словам прп. Ефрема Сирина, свидетельствует эпизод, в котором Творец одевает прародителей, изгнанных из рая, в кожаные одежды. Преподобный видит в этом намек на шкуры жертвенных животных. Но зачем было необходимо устанавливать такой ритуал? Ведь можно было обойтись тем, чтобы приносить в дар Богу плоды земли, как это и делали многие. Зачем проливать кровь живых существ?
Во многих культурах кровь имела и до сих пор имеет символическое значение. Кровь — это жизнь, самое ценное, что есть у человека. Не случайно в Библии мы находим образное выражение, согласно которому душа тела находится в крови. А в некоторых религиозных традициях до сих пор существует строгий запрет не только на употребление в пищу крови, но также продуктов и лекарств, которые сделаны на ее основе. Нарушая закон или договор, человек часто испытывает потребность в очищении и прощении. Он должен что-то отдать. Бывает, что тяжесть проступка такова, что только кровь может быть тем самым выкупом, который способен успокоить совесть и примирить стороны. Не случайно и сейчас фраза типа «позор может быть смыт только кровью» не теряет свою актуальность. В Ветхом же Завете сказано прямо: «Без пролития крови не бывает прощения грехов». По воззрениям древних евреев, грех перед Богом должен быть смыт кровью. Но человек грешит постоянно. Каждый день он так или иначе нарушает те заповеди, которые дал Господь. Именно по этой причине в еврейской традиции приносили заместительные жертвы. Проливали не собственную кровь, а кровь жертвенных животных, тельцов и козлов. Предварительно люди клали животному руки на голову, исповедовали свои грехи, словно, передавая ему их тяжесть. Все эти ритуалы были очень подробно расписаны в законе Моисея.
Однако не только в этом причина установления кровавых жертв. Апостол говорит в самом начале отрывка: закон Моисея — всего лишь тень будущих благ. Иными словами, те жертвоприношения, которые совершали древние евреи, — намек на главную жертву: все это предчувствие Голгофы, где Сам Бог прольет Собственную кровь, чтобы раз и навсегда смыть грехи всего человечества, которые Он, подобно жертвенному тельцу, взял на Себя. После этого уже не будет необходимости приносить на алтарь животных, чтобы восстановить отношения с Творцом. Пролитие крови потеряет смысл, так как нет ничего более драгоценного чем те капли, которые упали на землю во время страданий Спасителя. Никакой человеческий ритуал никогда не сможет сравниться по значимости с Голгофской жертвой. Иными словами, Господь сделал за нас все, что мы сами никогда сделать бы не смогли. Единственное, что требуется от человека, который хочет получить от Бога прощение своих грехов, — это уверовать во Христа, принять крещение и в свою меру постараться воплотить в жизни Евангельский идеал.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.