
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Любой священник, который имеет опыт исповеди, знает, что для многих людей исповедь и все что с ней связано оказывается серьезной проблемой. Их очень часто гложет чувство вины и беспокойства. Все дело в образе Бога, Который оказывается для них строгим и требовательным, и даже, скорее, похожим на слепую Фемиду, чем на любящего Отца.
В то же время, в сегодняшнем чтении апостол подчеркивает, что пришествие Христа и Его служение коренным образом изменяет само представление о священстве и об отношениях с Богом.
Дело в том, что слово Святой в первую очередь применимо к Богу. Люди сотворены по образу Божьему и это значит, что они призваны к святости. В свою очередь священник — это человек, чье служение и заключается в том, чтобы помогать людям на этом пути, быть связующим звеном между Богом и верующими. В Ветхом завете он приносил жертвы, учил людей вере и правильной жизни. Но мог ли он приблизить людей к Богу по-настоящему, если сам был обложен такой же немощью? Конечно, не мог. И дело было не в строгости Бога, а в том, что сам человек не способен измениться. Первосвященник мог снисходить к невежеству и заблуждениям людей, потому что и сам понимал свои заблуждения и свое невежество, но он не мог по-настоящему изменить ситуацию.
Говоря о Христе, апостол называет его великим Первосвященником, Который прошел небеса, то есть не просто призывал прийти к Богу, как делали это обычные священники, но был Сыном Божиим. Он Сам восшел на небеса, чтобы призвать к себе уверовавших в Него... Однако все эти слова очень возвышены, так что могло возникнуть впечатление, что Он будет гораздо более далеким от людей, чем обычный первосвященник, который хоть и имел особый статус, был таким же человеком. Чтобы эта мысль не пролегла тенью между человеком и Христом, апостол сразу подчеркивает, что Первосвященник, о Котором он говорит «искушен во всем, кроме греха» то есть знает тяжесть человеческой жизни и способен сострадать каждому. А раз это так, мы должны приступать к нему с дерзновением и твердой верой. Греческое слово, которое употребляет апостол переводится так же, как смелость и твердая уверенность.
Но в чем же мы должны быть уверены ученики?
Они должны быть уверенны в Божием снисхождении и любви. Понимая свои немощи и борясь с ними, насколько это в наших силах, мы должны в первую очередь верить, что Христос идет к нам на встречу. И прежде, чем пройти небеса, Он ради нас прошел ад и победил смерть и сделал все, чтобы облегчить нам борьбу со грехом. И об этом никогда нельзя забывать, ведь христианство — это не религия вины, но религия надежды.
Духовно не богаты. Алёна Боголюбова
Несколько лет назад одна знакомая задала мне вопрос, на который я сразу не смогла ответить убедительно для нее.
Вопрос звучал так:
«Почему блаженны нищие духом? Я всю жизнь работала над собой, старалась стать духовно богатым человеком! Я много читала, изучала искусство, литературу, философию. Писала стихи и книги. И почему я сейчас должна все это обесценить и объявить себя нищей духом?».
Тогда я постаралась донести, что те знания и навыки, которые моя знакомая в себе культивировала — это, на мой взгляд, — душевное богатство, интеллектуальное развитие, но не духовное.
Ведь, как писал святитель Лука Войно-Ясеневский, человек трехсоставен. У него есть тело, душа и дух. И дух — это про общение с Богом. Интеллект и чувства — сфера души.
И вот, недавно я услышала метафору, которая, мне кажется, очень точно объяснила слова Христа о блаженстве нищих духом.
Человек подобен сосуду. В него может влиться благодать Божья. Но только если сосуд пуст.
Если мы признаем, что духовно пусты без Бога, Творцу есть куда войти.
А если наш духовный сосуд полон гордости, тщеславия, самости, Богу там места нет.
Так просто. Впрочем, чтобы и этот образ постичь, нужно смирение. Ведь так же сказано, что имеющий уши услышит. Тот, кто готов, тот, кто смирен. А гордым Господь противится...
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Делать приятное. Алёна Боголюбова
Когда мой сын был маленьким я однажды застала его с друзьями за игрой с котенком. Так мне показалось издалека... Когда я подошла ближе, выяснилось, что это, мягко говоря, странная игра. Они выворачивали ему уши и старались погладить против шерсти. Мальчиков забавляла реакция котенка.
Он шипел, выгибал спину.
Я прервала это развлечение и задиристый смех.
— Ребята, а что интересного в этой игре?
— Он так забавно шипит — ответили мальчики.
— Вы понимаете, что делаете котенку неприятно? А можно погладить так, чтобы ему понравилось.
— И что будет? Нам что с того? — спросил один из ребят.
— Знаете, можно испытывать радость и даже удовольствие от того, что другому приятно.
И мы стали пробовать все вместе гладить котенка так, чтобы он успокоился, а потом и замурлыкал.
Моему сыну тогда было лет семь. Но, странное дело, я замечаю, что и многие взрослые люди не открыли для себя эту радость — делать приятное другому. Как с котенком мы тогда угадывали, что ему больше нравится; когда гладят по голове или когда чешут брюшко или когда за Ушком чешут, так и с людьми, интересен уже сам процесс познания, что доставляет удовольствие ближнему.
Мы с сыном тогда стали тренироваться, выбирая подарки к Рождеству. Я хотела научить ребенка быть внимательным к нуждам ближнего. Чтобы подарок был полезным, стал проявлением заботы. Заметили, что у папы износился очечник, ему было уже неудобно класть туда очки. Сын решил сам смастерить очечник для отца на уроке труда. Потом придумали купить ему новую большую кружку. Муж всегда просит налить добавки чая. А еще договорились с бабушкой, что она свяжет теплые носки для папы. Ведь зима наступила очень холодная.
И какой же восторг был в глазах ребенка, когда мы разворачивали рождественские подарки. Он видел искреннюю радость отца, когда тот доставал из подарочной бумаги очечник и говорил: «Как вы догадались? У меня как раз очечник обветшал!» Мальчик радовался реакции папы больше, чем подаркам, которые получил сам.
Сын уже вырос. И в его душе дал плоды этот навык — радоваться радости другого человека. Он очень внимателен к нуждам окружающих людей. Это касается не только вещей. Он чуткий — всегда готов прийти на помощь. Умеет сострадать. А еще я вижу, что способен жертвовать своими интересами ради других.
Я молилась и молюсь, чтобы Господь наполнял душу моего ребенка жертвенной любовью. И благодарю, что когда-то Бог надоумил меня подсказать сыну, как правильно гладить котенка.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Господь управит. Алёна Боголюбова
Мой приход в церковь начался с того, что я просто хотела поговорить со священником. У меня было несколько нерешаемых ситуаций в жизни. Сама прийти в храм и обратиться к священнику не решилась. Не знала церковного уклада. Поэтому решила найти компетентного человека, который бы познакомил со своим духовником.
Зашла в соцсети и нашла там одноклассницу. На фото подруга детства стояла в храме. Я описала ей свою ситуацию, попросила организовать встречу со священником. Одноклассница обещала все устроить, а в ответ на мой рассказ, произнесла интересную фразу: «Все Господь управит».
Я услышала слово «управит» первый раз в жизни. Оно меня поразило. Так же меня тронуло упование подруги на Бога. Я-то хотела все решить в беседе со священником, найти решения, понять свои ошибки. А тут оказалось, что действовать будет Господь.
«Господь управит» — звучало архаично, как-то старомодно для меня, тогда еще далекой от Церкви, но очень точно.
Не поправит, не выправит, не исправит, а именно управит. Исправляют, чинят, уже сломанное, а тут Господь будет управлять ситуацией, стоять над ней творить Божий порядок.
Впрочем, это возможно только, если человек сам пригласит Бога в свою жизнь, если сам захочет жить по воле Божьей. И тогда уже вместе с Творцом, в совместном созидании жизни можно обрести мир. Будут происходить те события, которые способствуют спасению души.
Я приняла это решение. Молилась, чтобы Господь наставил на путь истинный и управил всё в жизни. Всегда буду благодарна и подруге, и Господу за важнейшей поворот на моем пути. Тогда не просто решились проблемы, я обрела смысл и цель бытия. Обрела Бога.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











