
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Евр., 311 зач., IV, 14 — V, 6.
Глава 4.
14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.
16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Глава 5.
1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Любой священник, который имеет опыт исповеди, знает, что для многих людей исповедь и все что с ней связано оказывается серьезной проблемой. Их очень часто гложет чувство вины и беспокойства. Все дело в образе Бога, Который оказывается для них строгим и требовательным, и даже, скорее, похожим на слепую Фемиду, чем на любящего Отца.
В то же время, в сегодняшнем чтении апостол подчеркивает, что пришествие Христа и Его служение коренным образом изменяет само представление о священстве и об отношениях с Богом.
Дело в том, что слово Святой в первую очередь применимо к Богу. Люди сотворены по образу Божьему и это значит, что они призваны к святости. В свою очередь священник — это человек, чье служение и заключается в том, чтобы помогать людям на этом пути, быть связующим звеном между Богом и верующими. В Ветхом завете он приносил жертвы, учил людей вере и правильной жизни. Но мог ли он приблизить людей к Богу по-настоящему, если сам был обложен такой же немощью? Конечно, не мог. И дело было не в строгости Бога, а в том, что сам человек не способен измениться. Первосвященник мог снисходить к невежеству и заблуждениям людей, потому что и сам понимал свои заблуждения и свое невежество, но он не мог по-настоящему изменить ситуацию.
Говоря о Христе, апостол называет его великим Первосвященником, Который прошел небеса, то есть не просто призывал прийти к Богу, как делали это обычные священники, но был Сыном Божиим. Он Сам восшел на небеса, чтобы призвать к себе уверовавших в Него... Однако все эти слова очень возвышены, так что могло возникнуть впечатление, что Он будет гораздо более далеким от людей, чем обычный первосвященник, который хоть и имел особый статус, был таким же человеком. Чтобы эта мысль не пролегла тенью между человеком и Христом, апостол сразу подчеркивает, что Первосвященник, о Котором он говорит «искушен во всем, кроме греха» то есть знает тяжесть человеческой жизни и способен сострадать каждому. А раз это так, мы должны приступать к нему с дерзновением и твердой верой. Греческое слово, которое употребляет апостол переводится так же, как смелость и твердая уверенность.
Но в чем же мы должны быть уверены ученики?
Они должны быть уверенны в Божием снисхождении и любви. Понимая свои немощи и борясь с ними, насколько это в наших силах, мы должны в первую очередь верить, что Христос идет к нам на встречу. И прежде, чем пройти небеса, Он ради нас прошел ад и победил смерть и сделал все, чтобы облегчить нам борьбу со грехом. И об этом никогда нельзя забывать, ведь христианство — это не религия вины, но религия надежды.
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июля. О поиске подлинной мудрости

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой».
О поиске подлинной мудрости — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, что в Евангелии написано самое главное. И если что-то или кто-то упоминается в этой богооткровенной книге, то не случайно. Это можно сказать и о царице Савской. Страна, которой она управляла, находилась в Эфиопии, где-то в северо-восточной Африке. Об этой царице, которую Христос назвал «Царицей южной», говорится в Библии, в Третьей книге Царств. Царь Соломон принял правительницу отдаленного государства и поразил ее глубиной мыслей и рассудительностью, несмотря на то, что царица была одним из образованных правителей своего времени. Так говорит Писание: «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и сказала царю: Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою. Да будет благословен Господь Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев. Господь по вечной любви своей к Израилю поставил тебя царем творить суд и правду». Христос, напоминая евреям про этих легендарных людей, замечает, что Его современники потеряли присущее древним стремление искать истину, а ведь перед ними стояла сама истина — тот, кто несоизмеримо мудрее Соломона.
Все выпуски программы Актуальная тема