
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 327 зач., XI, 8, 11-16.
Глава 11.
8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.
11 Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.
12 И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении, мы слышим, как апостол продолжает рассуждать о вере. Считается, что есть люди верующие и неверующие. На самом деле не существует человека, который не знал бы что такое вера и не верил бы, потому что вера — универсальный, то есть присущий всем феномен человеческой жизни. Суть бытовой веры в том, что человек принимает в качестве истины некоторый факт, не имея возможности или желания его доказать. Люди верят друг другу, родители и дети, коллеги на работе, друзья и знакомые — мы далеко не всегда требуем друг от друга доказательств в том или ином утверждении, но принимаем их на веру.
Главная особенность религиозной веры в том, что это вера в Бога Творца: Вечного, Святого, Любящего и Личностного, с Которым возможно общение. Пусть это общение не таково, каким мы представляем себе общение обычное. Действительно, практически все, во что мы верим в быту проверить несложно, в то время как веру в Бога проверить нельзя никак. Кому-нибудь это может показаться минусом религиозной веры, но в реальности если бы Бога можно было доказать — это означало бы, что Он является частью нашего материального мира, а не его Творцом. Его бытие никак нельзя доказать естественнонаучными методами, но в этом нет ничего удивительного, ведь они применимы только по отношению к естеству, в то время как Бог выше естества.
Есть еще одна особенность религиозной веры, которая заключается в том, что мы не просто признаем, что Бог есть, но доверяем в этом конкретным людям. Тем, кому Он открылся и рассказал о Себе, тем, кто находился с Ним в Завете и имел опыт общения. Именно поэтому апостол Павел пишет не просто о вере, но приводит в пример людей, которые в этой вере жили. И хотя он упоминает Авеля и Ноя, все же особенно говорит об Аврааме, который из-за доверия Богу оставил обжитое место и пошел по Его призыву «не зная, куда идет», который был бездетен, но получил потомков так много «как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском». При этом апостол говорит, что все они не получили в жизни полноты обетований, но жили надеждой на будущее... и в своей надежде не будут посрамлены.
И, конечно, это упоминание Авраама и других праведников, это повод для каждого из нас задуматься: ощущаем ли мы себя теми, кто находится в завете с Богом? Каждый из нас? Ведь каждый из нас переживает и проживает веру по-своему, на своей глубине. Каковы наши отношения с Богом? Думаем ли мы над ними? Чувствуем ли Его? Общаемся ли Ним? Все это вопросы, которые никак нельзя оставить без ответа. Мы часто наполняем нашу жизнь ритуалами, нам кажется, что они действенны, ведь они видимы и осязаемы. Вера, напротив, не видима и не осязаема, но на самом деле именно она наполняет все видимое смыслом.
Источник Иоанна Богослова — Волгоград

Фото: Piqsels
В самом центре оживленного Волгограда есть место, скрытое от городской суеты. Оно находится неподалёку от областной клинической больницы. Здесь, в пойме реки Царица, в тени деревьев бьёт родник. Он был обнаружен в 1909 году при удивительных обстоятельствах. Десятилетняя девочка по имени Александра нашла на берегу реки Царицы камень с изображением святого. Когда малышка подняла находку, из-под земли забила вода.
В иконе на камне православные узнали образ апостола Иоанна Богослова и освятили источник во имя святого. Вскоре люди заметили, что родник обладает чудесными свойствами. Выпив с молитвой здешней воды, те, кто страдали различными недугами, получали облегчение. Ключ стал местом паломничества. После революции 1917 года безбожники пытались его засыпать, но целительная влага вновь и вновь пробивалась наружу и людской поток к роднику не иссякал.
Во время Великой Отечественной войны рядом с Иоанно-Богословским источником разместился госпиталь. И тут уже врачи заметили, что ключевая вода помогает раненым идти на поправку. Санитарки и медсестры, набирая воду из родника, просили помощи у апостола Иоанна. Это не нравилось городским властям — ревнителям атеизма. Лишь только бои отгремели, они вновь приказали уничтожить источник. На этот раз его залили бетоном и на многие годы волгоградцы лишились возможности использовать целебную влагу.
В 1994 году православные расчистили ключ, благоустроили вокруг него территорию и построили рядом часовню с купальней. А в 2003 году тут же возвели храм во имя Иоанна Богослова. С тех пор под его сводами регулярно совершаются богослужения, а после них волгоградцы непременно набирают святую воду.
Удивительный родник круглый год сохраняет одну и ту же температуру — плюс семь градусов. Он не замерзает в лютые морозы и дарит прохладу в знойные летние дни. В 2024 году «Русское географическое общество» внесло источник Иоанна Богослова, расположенный в центре Волгограда, в свой путеводитель «По святым местам России».
Все выпуски программы ПроСтранствия
10 ноября. О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и народе: «Народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения».
О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни — игумен Назарий (Рыпин).
Людям свойственно искать каких-то зрелищ, чудес, искать чего-то внешнего. Потому что внутренний труд — это всегда сложнее, нежели какие-то внешние эффекты. И люди падки до этих каких-то внешних эффектов. И именно поэтому Господь и говорит им, что они ходят за Ним не потому, что Он великий учитель, тот, кто должен и способен возвести человека на небо, а потому что они видят эти чудеса. И для них это повод, быть может, потщеславиться тем самым, перед кем-то этим похвалиться.
Почему и до сих пор люди бегают в поисках прозорливых старцев? Не потому, что они хотят от них что-то услышать назидательное для себя, а чаще всего для того, чтобы навязать им свою волю, выпросить благословение на то, что они и так хотят совершить, но оправдываться этим благословением. И потом ещё в кругу своих знакомых, церковных и не очень, (ну, это, как правило, люди, ещё не укоренившиеся в вере), хвалиться о том, что они были у такого-то или такого-то именитого отца, духовника или старца.
Поэтому нужно не искать чудес, а благодарить Бога за все чудеса, которые Он являет в Своей Церкви. Потому что само существование Церкви — величайшее чудо, которая было уничтожаема веками, которая совершает и являет нам чудо Евхаристии ежедневно и которая являет нам величайшее чудо — это способность преображения человеческой души, когда грешники становятся праведниками и святыми, и Церковь являет нам это уже на протяжении двух тысяч лет непрестанно.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О проповедниках Слова Божия
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением».
О проповедниках Слова Божия — протоиерей Илья Кочуров.
Апостолы проповедовали не от себя, они были посланниками Божиими, и дело апостольское укреплялось Святым Духом. В день Пятидесятницы святые апостолы, а через них и вся Церковь, получают благодать Святого Духа.
Таким образом, выйдя из Сионской горницы, апостолы были уже не слабыми рыбаками, а могущественными проповедниками Слова Божия. Посланниками Бога. И своё посланничество они часто подтверждали не только словом, но и делом. Господь дал апостолам власть исцелять, изгонять бесов.
Люди видели в слове апостолов и слышали в нём не просто какой-то интересный рассказ. Апостольская проповедь имела такую силу, что слушатели в единочасье изменяли весь образ своих мыслей, изменяли всю свою жизнь. Апостол Пётр выходит на проповедь, и тут же три тысячи человек становятся христианами и требуют себе крещения.
Таким образом, проповедь святых апостолов — это явление особой силы Божией, которая изменяет мир.
Все выпуски программы Актуальная тема







