
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 334 зач., XIII, 7-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи.
Людям свойственно почитать героев, называть в их честь школы, улицы, а иногда и целые города. Когда мы говорим о героях, мы ставим их в пример, подразумевая, что так, как они, должен уметь поступить каждый, ведь герой — это тот, кто готов к великим делам. Но должен ли христианин стремиться быть героем? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы послания к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Апостольское чтение, которое сейчас прозвучало, напомнило мне одну историю. Она произошла за несколько лет до Второй Мировой войны в одной из европейских стран. Отряду солдат приказали расстрелять группу арестованных людей. Казнь не предполагала ни суда, ни следствия, ни вины... Она была результатом только одного факта: те, кого собирались казнить, отличались от палачей национальностью. Но неожиданно один из солдат отказался стрелять в людей, которые явно были невиновными. Окружавшие его сослуживцы посчитали такое поведение позорным и всячески ему это демонстрировали. Более того, о произошедшем узнала его семья, и детей стыдили, говоря, что их отец повёл себя постыдно. Прошло несколько лет, правда о подобных расстрелах открылась всему миру и те, кто стыдился своего отца, поняли, что на самом деле он был героем. Не знаю, понимал ли он сам, что его поведение было героическим. Вполне вероятно, что нет. Он просто повёл себя правильно и иначе повести себя не мог. Сегодня рассказывать о нём легко. Легко назвать его героем, потому что характер его поступка очевиден. Но вот повести себя героически в момент, когда окружающие тебя не поддерживают на правильном пути, — очень трудно.
Сегодняшнее чтение начинается с призыва апостола Павла помнить собственных наставников, то есть видеть в них пример для подражания. Причём не только в жизни, но даже в смерти. И подражать не только своим личным наставникам, но и Наставнику с большой буквы — Самому Христу, который жив и сейчас и ничуть не изменился. Что же отличало Его во время земной жизни? Он всегда был верен Богу, несмотря на то, чем эта верность могла Ему грозить. В итоге за эту верность Спаситель не только понёс поругание, но и был распят. Распят как преступник, вне стана, так что никто, кроме небольшого числа учеников, не считал Его правым, но все считали Его опозоренным.
И что же говорит апостол Павел? Выйдем вместе с ним за стан, чтобы понести Его поругание. Проявим ту же верность, чего бы нам это ни стоило.
Может возникнуть вопрос: что эта верность означает на практике? И ответ будет достаточно простым по форме и труден по исполнению, ведь речь идет про верность заповедям. Соблюдая их изо дня в день человек не становится героем, его жизнь может быть непонятна окружающим, но Бог видит его подвиг. Жена или муж заболели, а здоровая сторона продолжает жить в браке, вместо того, чтобы искать комфортной и легкой жизни на стороне; семье сообщают о болезни ребенка, чьего рождения родители очень ждут, а они не делают аборт и готовы заботиться о нем столько сколько нужно; человеку предлагают деньги, чтобы он закрыл глаза на явное преступление, а но остается честен и верен долгу... Примеры такой верности заповедям можно приводить бесконечно, но суть их останется неизменной. Верность Богу по-разному оценивается обществом и порой бывает рискованной и трудной, но важно помнить, что только она по-настоящему спасает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема