
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Евр., 334 зач., XIII, 7-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи.
Людям свойственно почитать героев, называть в их честь школы, улицы, а иногда и целые города. Когда мы говорим о героях, мы ставим их в пример, подразумевая, что так, как они, должен уметь поступить каждый, ведь герой — это тот, кто готов к великим делам. Но должен ли христианин стремиться быть героем? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 13-й главы послания к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
Апостольское чтение, которое сейчас прозвучало, напомнило мне одну историю. Она произошла за несколько лет до Второй Мировой войны в одной из европейских стран. Отряду солдат приказали расстрелять группу арестованных людей. Казнь не предполагала ни суда, ни следствия, ни вины... Она была результатом только одного факта: те, кого собирались казнить, отличались от палачей национальностью. Но неожиданно один из солдат отказался стрелять в людей, которые явно были невиновными. Окружавшие его сослуживцы посчитали такое поведение позорным и всячески ему это демонстрировали. Более того, о произошедшем узнала его семья, и детей стыдили, говоря, что их отец повёл себя постыдно. Прошло несколько лет, правда о подобных расстрелах открылась всему миру и те, кто стыдился своего отца, поняли, что на самом деле он был героем. Не знаю, понимал ли он сам, что его поведение было героическим. Вполне вероятно, что нет. Он просто повёл себя правильно и иначе повести себя не мог. Сегодня рассказывать о нём легко. Легко назвать его героем, потому что характер его поступка очевиден. Но вот повести себя героически в момент, когда окружающие тебя не поддерживают на правильном пути, — очень трудно.
Сегодняшнее чтение начинается с призыва апостола Павла помнить собственных наставников, то есть видеть в них пример для подражания. Причём не только в жизни, но даже в смерти. И подражать не только своим личным наставникам, но и Наставнику с большой буквы — Самому Христу, который жив и сейчас и ничуть не изменился. Что же отличало Его во время земной жизни? Он всегда был верен Богу, несмотря на то, чем эта верность могла Ему грозить. В итоге за эту верность Спаситель не только понёс поругание, но и был распят. Распят как преступник, вне стана, так что никто, кроме небольшого числа учеников, не считал Его правым, но все считали Его опозоренным.
И что же говорит апостол Павел? Выйдем вместе с ним за стан, чтобы понести Его поругание. Проявим ту же верность, чего бы нам это ни стоило.
Может возникнуть вопрос: что эта верность означает на практике? И ответ будет достаточно простым по форме и труден по исполнению, ведь речь идет про верность заповедям. Соблюдая их изо дня в день человек не становится героем, его жизнь может быть непонятна окружающим, но Бог видит его подвиг. Жена или муж заболели, а здоровая сторона продолжает жить в браке, вместо того, чтобы искать комфортной и легкой жизни на стороне; семье сообщают о болезни ребенка, чьего рождения родители очень ждут, а они не делают аборт и готовы заботиться о нем столько сколько нужно; человеку предлагают деньги, чтобы он закрыл глаза на явное преступление, а но остается честен и верен долгу... Примеры такой верности заповедям можно приводить бесконечно, но суть их останется неизменной. Верность Богу по-разному оценивается обществом и порой бывает рискованной и трудной, но важно помнить, что только она по-настоящему спасает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия