Евр., 321 зач., IX, 8-10, 15-23.
Глава 9.
8 Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.
9 Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,
10 и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
15 И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16 Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,
17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18 Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19 Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ,
20 говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21 Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы видим, как апостол обращается к людям ветхозаветной культуры, чтобы объяснить им превосходство Нового Завета над Ветхим. В том числе он говорит об очень важной особенности того, как ветхозаветный человек воспринимал Бога и свои отношения с Ним.
Всякий иудей прекрасно знал не только историю грехопадения, но и ощущал себя виновным перед Богом, потому что не мог не грешить. Он ощущал себя как тот, кто прогневал Бога, тот кто изменил Ему и должен принести жертву. Для чего же он должен был ее принести, если Богу на самом деле эти жертвы совершенно не нужны? Большинство людей об этом не задумывались, они были уверены, что Бог умилостивлен и этого было достаточно. При этом, комментируя подобные жертвы уже с точки зрения новозаветной, апостол пишет, что они не могли «сделать в совести совершенным приносящего» и «установлены были только до времени исправления». Апостол совершенно не говорит о том, что эти жертвы не могли умилостивить Бога, потому что он прекрасно понимает, что смысл их не в этом. Но кроме того, он подчеркивает, что они не могли успокоить и человеческую совесть. И дело было не в том, что человек чувствовал недостаточность этих жертв, а в том, что жертвы, сколько бы их не было, не могли исцелить его, не помогали достичь совершенной праведности, которую апостол называет совершенством совести.
Именно потому, что дело было в человеке, а не в Боге, апостол называет Христа ходатаем. Примечательно, что греческое слово, которое употребляет апостол обозначает не только ходатая, в чем чувствуется некоторое подчиненное положение, но и посредника, миротворца. Кто же изменился после грехопадения? Бог или человек? На первый взгляд может показаться, что это Бог, но по учению Церкви Бог не изменен. Значит после грехопадения изменился сам человек и именно его, восставшего человека, необходимо было примирить с Богом. Своей безгрешной жизнью Христос показывает, что человек способен жить без греха. Он во всем послушен Богу и поэтому даже умирая воскресает. Всем своим подвигом Спаситель свидетельствует о том, что верность Богу возможна и грех чужд первозданному творению. Этим Христос примирил человека с Богом в том смысле, что Он заново открыл для человека путь, который был закрыт грехом.
Что означали кровавые жертвы? Что человек не окончательно зачерствел, что он все еще способен к жертве. Но что означала Кровь Христа? Что человек может быть праведен и послушен Богу до конца.
Каждый, кто соединяется с ним и прилагает все усилия к тому, чтобы прожить жизнь так же, как Он, примиряется с Отцом, встает на путь спасения. Но на этом пути он не одинок: Христос помогает ему идти.
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







