
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14.
Глава 9.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Комментирует священник Антоний Борисов.
Понимание некоторых текстов из новозаветной части Библии просто невозможно без знания ветхозаветного контекста. Прозвучавший отрывок из послания апостола Павла к Евреям является, в данном смысле, хорошим примером. Мы слышим рассуждения святого о том, что Господь Иисус есть новый первосвященник, принёсший людям обновленную скинию для совершения богослужения. Что имеет в виду апостол?
Слова Павла отсылают нас к событиям из наиболее значимого периода истории ветхозаветного Израиля — времени так называемого Исхода. Еврейский народ во главе с пророком Моисеем освободился от египетского плена и направился в Палестину или, как говорит Библия, — «землю обетованную». Путешествие евреев проходило сквозь пески Синайской пустыни. И именно здесь Бог дал Своему народу указания — как совершать богослужение.
Первосвященником, то есть главным священнослужителем, был поставлен Аарон — брат пророка Моисея. Занять место первосвященника после смерти Аарона могли только его прямые потомки мужского рода. Само же богослужение должно было совершаться в так называемой Скинии — огромном переносном шатре-храме. Входить внутрь Скинии мог только Аарон или его помощники-священники. Все остальные молящиеся стояли во дворе шатра. Впоследствии Скиния была заменена на каменный храм, построенный в Иерусалиме царем Соломоном, но она (Скиния) так и осталась символом раннего ветхозаветного богослужения.
Вот мы и узнали исторический контекст, необходимый для лучшего понимания прозвучавших слов апостола Павла. Святой, обращаясь к довольно специфической читательской аудитории (христианам еврейского происхождения), говорит очень смелые вещи. А именно — что Спаситель, по человечеству Своему не принадлежащий к числу потомков Аарона, по сути, упразднил ветхозаветную иерархию.
Первосвященники Израиля в течение истории приносили в честь Бога Единого кровавые жертвоприношения. Эти жертвы служили средством выражения раскаяния людей за совершённые грехи. Они были также символом грядущей жертвы Христа-Мессии. И вот это событие произошло. Жертвоприношения оказались более не нужны. Не нужным стало и ветхозаветное священство. Поскольку спасение человечеству было дано через смерть и воскресение Сына Божьего — от Которого и через Которого и осуществляет служение новое священство.
Христианское священство не ограничено узами кровного или национального родства. Вот что имеет в виду апостол, когда говорит о новой Скинии. Это, конечно же, христианская православная Церковь. Её служителями являются не потомки Аарона, а те мужчины-христиане, что поверили во Христа Спасителя и решили посвятить жизнь Богу и Его новому народу — наднациональному собранию верующих в Сына Божьего. Во имя Его и Его искупительного подвига и совершается главное богослужение — Литургия, во время которой хлеб и вино по молитвам Церкви становятся Телом и Кровью Христовыми.
Таинство святого Причастия (иначе — Евхаристия) служит основанием и одновременно вершиной богослужебной жизни нашей Церкви. Апостол Павел пишет, что в ветхозаветную эпоху освящение людей происходило через обряд окропления кровью жертвенных животных. Так выражалась вера в то, что через жертвоприношение можно получить отпущение грехов. После Голгофской казни Христа и Его воскресения из мёртвых животные не умерщвляются, их кровь не используется для окропления. Христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Сына Божьего.
Евхаристия есть таинство очищения, освящения и благодарения. Вступая в духовное общение с Богом через Причастие, мы выражаем готовность жить по заповедям Господним, отвергнув дела тьмы. Одновременно с этим мы просим у Бога освящения наших душ и сердец, чтобы видеть в других людях только лучшее, светлое и, соответственно, руководствоваться в делах и поступках принципами милосердия. И, наконец, участвуя в Евхаристии, мы благодарим Христа за Его служение нам. Ведь слово Евхаристия и означает — «благодарение». Причащаясь, мы говорим Спасителю «спасибо» в самом высоком смысле. Затем, благодаря полученной благодати, мы проявляем к окружающим деятельную любовь и через это уже становимся соработниками и продолжателями Христова служения милосердия. Так помогаем новой Скинии-Церкви расширять границы своего присутствия в мире.
«Духовное оружие христианина». Архимандрит Симеон Томачинский
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе фрагментов из проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого «Оружие правды в правой и левой руке» говорили о том, какое духовное оружие важно иметь христианину и от чего оно должно защищать.
Разговор шел о том, почему для святителя Луки были важны слова апостола Павла: «с оружием правды в правой и левой руке», что они могут означать, и как терпение праведным Иовом страданий с благодарностью Богу могут служить примером того, как такие слова могут быть исполнены на практике.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поможем Сулейману пройти жизненно важное обследование

Знаете, о чём мечтает восьмилетний Сулейман? О том, что снова будет бегать наперегонки с друзьями, играть в футбол и просто жить легко и радостно, без лекарств и больниц.
В раннем детстве мальчик перенёс инсульт, однако смог восстановиться. Казалось, все неприятности остались позади. Он рос, развивался, радостно проживал своё детство и в 7 лет пошёл в школу. Но недавно у Сулеймана обнаружилась эпилепсия. Она проявляется в виде приступов, судорог. В результате этой болезни человек может лишиться памяти, утратить двигательные навыки и не только. Чтобы такого не произошло, и врачи подобрали правильную схему лечения, мальчику необходимо пройти углублённое дорогостоящее обследование.
Сулейман — обычный ребёнок, который любит мороженое, мультфильмы и всей душой мечтает вернуться на футбольное поле. Он не сдаётся и верит, что обязательно выздоровеет, подбадривает маму с папой, видя тревогу в их глазах.
Таким ребятам, как Сулейман, помогает фонд «Страна — детям». С его поддержкой маленькие и взрослые подопечные из разных регионов России проходят жизненно важные обследования, которые не доступны для них бесплатно. На сайте фонда можно узнать обо всём подробнее, а также помочь восьмилетнему Сулейману. Любое ваше участие приблизит мальчика к здоровой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Руинированные храмы». Дмитрий Остроумов
У нас в студии был архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов.
Разговор шел о сохранении разрушенных храмов, чем ценны даже те церкви, которые находятся в состоянии руин и как их можно восстанавливать.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Четвертая беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Денисовым была посвящена взаимодействию храмов и музеев (эфир от 06.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер







