
Еф., 229 зач., V, 8-19.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Нетрудно заметить, что в этом отрывке из послания апостола Павла к Ефесянам есть две ключевые темы. Первая — это тема света и тьмы. Вторая — отеческое наставление к внимательной, вдумчивой, праведной жизни. Почему именно эти темы — вполне понятно: апостол сидит в тюрьме в Риме, и понимает, что дни его земной жизни уже сочтены. Уже совсем скоро он будет казнён — и оставит этот суетный мир. Но здесь, на земле, остаются те, кого он полюбил, кто дорог его сердцу — и он, как заботливый отец, наставляет своих детей.
Свет — столь милый сердцу апостола, тем более в мрачной и холодной темнице —это Христос, Который придя в жизнь человека, прежде всего производит различение, отделение светлого, отражающего Божественное, от мрачного, замыкающего всё в себе самом. Свет и святость — по крайней мере, в славянских языках — слова однокоренные. Святой светел — а грешник мрачен. Светлость праведника — это всего лишь его способность не присваивать свет, а перенаправлять его вовне: у него нет какого-то источника «автономной», его собственной «светлости», отличной от Бога. Чем чище душа — тем больше она пропускает сквозь себя Божественного света неискажённым, незамутнённым.
Ключевой момент — к которому с разных сторон подводит читателя апостол — это важность рассудительности, центральной добродетели христианина. Причём диакрисис — так звучит по-гречески рассудительность — слово однокоренное с «крисис» — кризисом. Суд — это всегда внесение ясности и определённости в то, что кажется неоднозначным и мутным. И здесь речь вовсе не о каких-то исключительных интеллектуальных способностях, к развитию которых мог бы призывать апостол. Он говорит о другом: неразумен, нерассудителен тот, кому нравится жить в «мутной водичке», в которой, конечно же, удобно заниматься грязными делами. Но когда приходит Свет — тайное становится явным, муть быстро оседает, и всё проясняется.
Если вдумчиво вчитаться в наставления апостола, перед нами предстаёт путь христианина как ... исследователя, путешественника. У которого каждый день — новые открытия — только не новых мест, растений или животных — а отблесков, отражений Божественного, рассыпанных повсюду. Вот откуда неистощимый источник радости: вдумчивый, внимательный взгляд веры словно яркий луч фонаря разрезает мрак и высвечивает, проявляет из кажущейся унылой серости Божественное присутствие: в людях, событиях, даже предметах, нас окружающих. Насколько же увлекательно и непредсказуемо это познание воли Божией, конкретным проявлениям любви Небесного Отца — и как сильно это отличается от вынужденного подчинения чужим приказам!
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»

Самарский фонд просвещения «Вера» больше 5 лет помогает колониям и осуждённым. Его команда проводит для подопечных и сотрудников учреждений духовные беседы, вместе со священниками организует для них богослужения. Также, в рамках проекта «Апрель», фонд развивает в колониях обучение иконописи и помогает запускать там вещание Радио ВЕРА.
Возможность участвовать в церковных таинствах и узнавать о традициях православной веры, знакомство с процессом написания икон — всё это побуждает осуждённых задуматься о важном, направляет их на путь перемен.
Один из подопечных Самарского фонда, Руслан, несколько лет находится в Архангельской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Здесь парень впервые открыл для себя веру в Бога и захотел научиться жить иначе. Сегодня он ходит в местный храм, продолжает знакомство с православием и помогает священнику во время богослужений. Не так давно Руслан сам написал икону Божией Матери, как сумел. Но теперь у него будет возможность профессионально освоить иконописное мастерство и создавать святые образы уже по всем церковным правилам. Благодаря Самарскому фонду просвещения «Вера» парень присоединился к обучающей программе. Ему предоставили нужные материалы и планшет, на котором он смотрит уроки, подготовленные иконописной школой.
Руслан задумывается о том, чтобы в будущем связать жизнь с Церковью. А пока он проходит сложный путь трансформации. И на этом этапе его поддерживают в том числе программы Радио ВЕРА. Они зазвучали в Архангельской воспитательной колонии тоже с помощью Самарского фонда.
Вы можете поддержать его тюремное служение и людей в местах лишения свободы. Для этого переходите на сайт фонда просвещения «Вера», в раздел проекта «Апрель».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Первые ветхозаветные праведники». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о третьем сыне Адама и Евы — Сифе, о его потомке Енохе, взятом живым на Небо, а также о других праведниках, живших до потопа.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Третья беседа была посвящена потомкам Каина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Выбор места работы». Алексей Коровин

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Алексей Коровин — финансист, экс-руководитель четырёх банков, инвестор и ментор. В разговоре он поделился своими взглядами на выбор профессии, влияние работы на человека и поиск духовного смысла в профессиональной деятельности.
Главная тема беседы — как христианину определить своё призвание и согласовать выбор профессии со своими убеждениями. Алексей вспоминает, как в начале карьеры советовался со священником о том, можно ли работать в банке. Со временем он понял, что важно осознавать, на чём строится деятельность компании: если её успех связан с чужими потерями, стоит задуматься, нужен ли тебе такой путь. Он отмечает, что работа формирует личность, поэтому важно выбирать сферу, которая не будет противоречить внутренним принципам.
Особое внимание уделили роли наставника. Алексей советует молодым специалистам не только искать подходящую компанию, но и обращать внимание на руководителя, рядом с которым будет возможность расти. Ключевой показатель здоровой корпоративной культуры — соответствие слов и поступков: если в компании заявляют одни ценности, а на деле следуют другим, это может повлиять на взгляд человека на профессию и саму жизнь.
Отдельной темой стало выгорание и потеря мотивации. Алексей сравнивает это состояние с тупиком, из которого не выбраться без движения. По его словам, кризисы случаются не из-за возраста или усталости, а из-за ощущения, что усилия больше не приносят результата. Решение — пробовать новое, пересматривать подходы и не бояться менять траекторию.
Не обошли стороной и вопрос баланса между карьерой, семьёй и духовной жизнью. Алексей предлагает не воспринимать это как жёсткую дилемму, а смотреть шире: у каждого человека есть несколько сфер жизни, которые требуют внимания. Важно следить, чтобы они не пустели, даже если в определённые периоды одна становится главной.
Эта беседа напомнила, что работа — это не только источник дохода, но и пространство, где человек может реализовывать свои ценности и приносить пользу.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело