Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

* Поделиться

Еф., 229 зач., V, 8-19.

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Нетрудно заметить, что в этом отрывке из послания апостола Павла к Ефесянам есть две ключевые темы. Первая — это тема света и тьмы. Вторая — отеческое наставление к внимательной, вдумчивой, праведной жизни. Почему именно эти темы — вполне понятно: апостол сидит в тюрьме в Риме, и понимает, что дни его земной жизни уже сочтены. Уже совсем скоро он будет казнён — и оставит этот суетный мир. Но здесь, на земле, остаются те, кого он полюбил, кто дорог его сердцу — и он, как заботливый отец, наставляет своих детей.

Свет — столь милый сердцу апостола, тем более в мрачной и холодной темнице —это Христос, Который придя в жизнь человека, прежде всего производит различение, отделение светлого, отражающего Божественное, от мрачного, замыкающего всё в себе самом. Свет и святость — по крайней мере, в славянских языках — слова однокоренные. Святой светел — а грешник мрачен. Светлость праведника — это всего лишь его способность не присваивать свет, а перенаправлять его вовне: у него нет какого-то источника «автономной», его собственной «светлости», отличной от Бога. Чем чище душа — тем больше она пропускает сквозь себя Божественного света неискажённым, незамутнённым.

Ключевой момент — к которому с разных сторон подводит читателя апостол — это важность рассудительности, центральной добродетели христианина. Причём диакрисис — так звучит по-гречески рассудительность — слово однокоренное с «крисис» — кризисом. Суд — это всегда внесение ясности и определённости в то, что кажется неоднозначным и мутным. И здесь речь вовсе не о каких-то исключительных интеллектуальных способностях, к развитию которых мог бы призывать апостол. Он говорит о другом: неразумен, нерассудителен тот, кому нравится жить в «мутной водичке», в которой, конечно же, удобно заниматься грязными делами. Но когда приходит Свет — тайное становится явным, муть быстро оседает, и всё проясняется.

Если вдумчиво вчитаться в наставления апостола, перед нами предстаёт путь христианина как ... исследователя, путешественника. У которого каждый день — новые открытия — только не новых мест, растений или животных — а отблесков, отражений Божественного, рассыпанных повсюду. Вот откуда неистощимый источник радости: вдумчивый, внимательный взгляд веры словно яркий луч фонаря разрезает мрак и высвечивает, проявляет из кажущейся унылой серости Божественное присутствие: в людях, событиях, даже предметах, нас окружающих. Насколько же увлекательно и непредсказуемо это познание воли Божией, конкретным проявлениям любви Небесного Отца — и как сильно это отличается от вынужденного подчинения чужим приказам!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем