
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему в христианской традиции верующие называют друг друга братьями и сёстрами? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Антарктида, Южный полюс, считается самым холодным местом на Земле. Бывает, что столбик термометра здесь опускается до отметки минус 80 градусов по Цельсию. Ну а минус пятьдесят зимой — это обычное дело. И вот в этих условиях живут пингвины. Когда мороз крепчает, да ещё и дует ледяной ветер, пингвины сбиваются в стаю спиной к ветру и начинают неспешное движение по кругу. В середине теплее всего, по краям холод. Но в результате движения те, кто закоченел, по мере приближения к центру отогреваются. Те, кто отогрелся, постепенно из центра перемещаются на периферию, уступая место собратьям. И такая ротация происходит до тех пор, пока не закончится ненастье. Инстинкт заставляет животных заботиться друг о друге, чтобы выжить в суровых условиях. Поодиночке все замерзнут.
В основе церковной жизни лежит похожий принцип. Мы не можем спастись поодиночке. Поэтому и говорит апостол Павел, что Церковь — это тело, организм. Господь оживляет его Своей благодатью. Однако это не означает, что мы должны оставаться пассивными и ждать, когда Бог всё сделает за нас. Христос говорит в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». То есть наша задача — как минимум удержаться вместе. Используя аналогию с животным миром, собраться в общину, и чтобы мои близкие не замерзли и не погиб я сам, организовать движение по кругу. Так благодать будет беспрепятственно разливаться по венам церковного тела. Поэтому на каждом из нас лежит ответственность за сохранение единства Церкви. Каждый христианин призван это делать на своём уровне. Патриарх думает о всей Церкви, епископ — о вверенной ему епархии, священник — о приходе, а отдельный прихожанин — о том небольшом служении, которое он несёт в своей общине. Но все мы обязаны заботится об общем благе, созидать единство. Если я не участвую в этом общем деле, я христианин лишь номинально. Нет посильного служения, я остаюсь один, вне спасительного круга, на лютом холоде, под порывами пронизывающего ветра. Безусловно, Бог будет промышлять и заботится обо мне и в этом случае. Но упадёт моя восприимчивость к Его действиям. Душа начнёт коченеть. Я рискую перестать ощущать присутствие благодати в своей повседневной жизни, как замёрзший человек перестаёт ощущать обмороженные части тела.
А потому всякий, кто хочет чувствовать себя по-настоящему живым, наполненным теплом и светом Христовым, пусть помнит важный духовный принцип: мы не спасёмся поодиночке. Наша душа быстрее усваивает те дары, которые принёс Спаситель, если мы несём посильное служение в той общине, членами которой являемся. Лишь проявляя заботу о своих братьях и сестрах, мы начинаем явственно ощущать благодать Божию, которая согревает нас даже в те периоды, когда в нашей жизни дуют пронзительные ветра и наступают лютые холода.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер