
Еф., 224 зач. (от полу́), IV, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему в христианской традиции верующие называют друг друга братьями и сёстрами? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефессянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
Антарктида, Южный полюс, считается самым холодным местом на Земле. Бывает, что столбик термометра здесь опускается до отметки минус 80 градусов по Цельсию. Ну а минус пятьдесят зимой — это обычное дело. И вот в этих условиях живут пингвины. Когда мороз крепчает, да ещё и дует ледяной ветер, пингвины сбиваются в стаю спиной к ветру и начинают неспешное движение по кругу. В середине теплее всего, по краям холод. Но в результате движения те, кто закоченел, по мере приближения к центру отогреваются. Те, кто отогрелся, постепенно из центра перемещаются на периферию, уступая место собратьям. И такая ротация происходит до тех пор, пока не закончится ненастье. Инстинкт заставляет животных заботиться друг о друге, чтобы выжить в суровых условиях. Поодиночке все замерзнут.
В основе церковной жизни лежит похожий принцип. Мы не можем спастись поодиночке. Поэтому и говорит апостол Павел, что Церковь — это тело, организм. Господь оживляет его Своей благодатью. Однако это не означает, что мы должны оставаться пассивными и ждать, когда Бог всё сделает за нас. Христос говорит в Евангелии: «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». То есть наша задача — как минимум удержаться вместе. Используя аналогию с животным миром, собраться в общину, и чтобы мои близкие не замерзли и не погиб я сам, организовать движение по кругу. Так благодать будет беспрепятственно разливаться по венам церковного тела. Поэтому на каждом из нас лежит ответственность за сохранение единства Церкви. Каждый христианин призван это делать на своём уровне. Патриарх думает о всей Церкви, епископ — о вверенной ему епархии, священник — о приходе, а отдельный прихожанин — о том небольшом служении, которое он несёт в своей общине. Но все мы обязаны заботится об общем благе, созидать единство. Если я не участвую в этом общем деле, я христианин лишь номинально. Нет посильного служения, я остаюсь один, вне спасительного круга, на лютом холоде, под порывами пронизывающего ветра. Безусловно, Бог будет промышлять и заботится обо мне и в этом случае. Но упадёт моя восприимчивость к Его действиям. Душа начнёт коченеть. Я рискую перестать ощущать присутствие благодати в своей повседневной жизни, как замёрзший человек перестаёт ощущать обмороженные части тела.
А потому всякий, кто хочет чувствовать себя по-настоящему живым, наполненным теплом и светом Христовым, пусть помнит важный духовный принцип: мы не спасёмся поодиночке. Наша душа быстрее усваивает те дары, которые принёс Спаситель, если мы несём посильное служение в той общине, членами которой являемся. Лишь проявляя заботу о своих братьях и сестрах, мы начинаем явственно ощущать благодать Божию, которая согревает нас даже в те периоды, когда в нашей жизни дуют пронзительные ветра и наступают лютые холода.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер