
Апостол Павел
Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Вера во Христа Воскресшего не мешает христианам оставаться в полной мере людьми, а это означает, что мы переживаем в течение своей жизни то же самое, что переживают и все прочие люди, — мы болеем, тревожимся, печалимся, у нас случаются периоды эмоционального и физического упадка, но при этом у нас всегда есть цель жизни, которая превосходит саму физическую жизнь, эта цель — Христос, в конечном итоге мы надеемся соединиться с Ним в вечности. Наличие такой цели позволяет нам несколько иначе, значительно более оптимистично, переживать все невзгоды земного бытия, не так, как это делают наши неверующие современники, у которых, как правило, нет целей, выходящих за пределы физической жизни. Вместе с целью у нас есть и совершенно определённая земная миссия: мы должны быть свидетелями Христа Воскресшего, так, чтобы всякий, с кем нас сводит Бог, видел отблеск божественного света. Об этой нашей миссии прекрасно написал апостол Павел в 5-й главе Послания к Ефесянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
Апостол Павел в начале этого отрывка прямо написал, что христиане — «свет в Господе», это определение противопоставлено в тексте Послания к Ефесянам другому состоянию — тьме. Следовательно, есть два возможных для человека состояния: быть «тьмой» или же «светом». Конечно, речь здесь не может идти о каких бы то ни было физических характеристиках человека, несмотря на то что сами понятия тьмы и света отсылают нас как раз к физике, апостол, вслед за Христом, использовал эти слова в переносном значении, то есть не в физическом, и об стоит внимательно поразмышлять.
Евангелие от Иоанна сохранило для нас такие слова Христа: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). В этих словах Христа невозможно не увидеть отсылку к другому свету — вещественному, но при этом совершенно уникальному, тому огненному столпу, в котором, как о том сказано в библейской книге Исход, Господь шёл перед израильтянами ночью, чтобы указывать им путь (см. Исх. 13:21). Благодаря этому евреи могли идти по пустыне и днём, и ночью. Но вот Бог воплотился, Он среди народа также и днём, и ночью, но уже не в виде огненного столпа или же столпа облачного, Он среди нас сначала Своей Пречистой плотью, а после Вознесения и низпослания Святого Духа — Духом Своим Святым. В эпоху Нового Завета, в которую всем нам выпало счастье жить, Бог присутствует не только среди какого-то одного народа, Он среди всех людей, Он с нами и в нас, Он указывает нам путь не в какую-то особенную процветающую землю, Он указывает нам путь в Царство Небесное. А раз Он в нас Духом Своим Святым, то и все мы — христиане — несём ту же самую миссию, мы указываем путь в Царство Христово. Однако делать это можно лишь в том случае, если в нас нет никакой тьмы, то есть никакого порока или нечистоты, если мы всецело устремлены ко Христу, если мы, как сказано в книге Деяний святых апостолов, «Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:28).
Пусть же Бог всем нам поможет быть именно такими людьми, быть «светом в Господе» к славе Воскресшего Господа нашего Иисуса Христа и к спасению наших собственных душ!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема