Еф., 219 зач., I, 22 - II, 3.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Священное Писание свидетельствует, что грех — это не какая-то невинная шалость, не выдумка мрачных средневековых монахов и не сладкий запретный плод. Грех — это то, что убивает человека, но убивает далеко не всегда в привычном нам обывательском смысле, грех убивает иначе, он лишает человека чувствительности к проявлениям Бога в мире. Именно по этой причине Церковь определила перечень тех грехов, которые делают невозможным принятие человеком священного сана, и это не просто дисциплинарная мера, это констатация того факта, что грехи лишают человека способности к общению с Богом, следовательно, такой человек не сможет состояться как священник. Но есть одна очень важная и существенная оговорка: так Церковь относится только к тем грехам, которые были совершены после крещения. Если же они были совершены прежде крещальной купели, то к ним отношении совсем иное, они все прощаются, и к ним отношение как к никогда не бывшим. Со стороны это может показаться довольно странным, но у Церкви есть основание поступать именно так, и это основание мы находим в апостольских посланиях, к примеру, в Послании апостола Павла к Ефесянам. Отрывок из 1-й и 2-й глав этого послания звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 1.
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Глава 2.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
Когда мы размышляем о воскресении, то, как правило, мы думаем о воскресении телесном, том воскресении, о котором говорит Символ веры, и которого мы ожидаем в будущем: «Ожидаю воскресения мёртвых. И жизни будущего века». Мы верим, что это воскресение непременно произойдёт. Но есть и иное воскресение — воскресение умерщвлённой грехом души. Именно об этом воскресении написал апостол Павел в Эфес, в этом отрывке своего послания апостол не касался темы телесного воскресения, но затронул тему сначала греховной смерти, а потом воскресения души.
Если следовать логике апостола Павла, а Церковь ей следует безоговорочно, то получается, что греховная смерть, как и смерть вообще, — это не то, от чего человек может отказаться. Грехи, как написал апостол, входят в нашу жизнь с трагической неизбежностью, они — следствие действий «князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления». Этот «князь», то есть диавол, установил свои законы бытия, которым мы все подчинены после грехопадения наших прародителей, эту подчинённость апостол Павел назвал «обычаем мира сего». Действительно, будучи существами социальными, мы усваиваем себе нормы поведения окружающего нас общества, и эти нормы в случае нехристианского общества бывают очень далеки от евангельских нравственных норм. В современном мире это бывает далеко не всегда очевидно, а потому для осознания бедственного положения дохристианского человечества можно вспомнить, к примеру, о человеческих жертвоприношениях языческим богам Ваалу и Молоху в Ханаане. Впрочем, несмотря на отсутствие аналогичных преступлений в современном мире, в нём мы тоже наблюдаем отступление от евангельских норм, здесь примером может служить супружеская неверность, к которой мы привыкли относиться как к чему-то несущественному. Есть у нас и масса иных грехов, все они в своей совокупности умерщвляют душу.
Но апостол Павел не пишет об этом как о трагедии, напротив, его слова несут в себе оптимизм и радость, ведь крещение во имя Святой Троицы, символическое вхождение в Христову Смерть и Его Воскресение дают человеку свободу, он обретает силу и возможность не быть определяемым общественными установками, в крещенской купели ранее мёртвый по причине греха человек воскресает к новой праведной жизни. Но, как мы понимаем, в жизни после крещения может сказаться привычка, человек может вернуться к своему прежнему состоянию, и это будет хуже, чем то, что было до крещения, потому как до крещения человек не был способен сопротивляться давлению греха, а после у него есть такая возможность, и если он ей не воспользуется, то это станет проявлением его свободной воли. Бог же ждёт от нас совершенно иного волеизъявления, и очень хочется надеяться, что, услышав слова апостола Павла, мы сможем стать чадами Божиими, живущими по Его заповедям, и через это сохраним свои души от греховной смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов