
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 217 зач., I, 7-17.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое важное условие необходимо выполнить, чтобы Бог ощутимым образом вошёл в мою жизнь? Чтобы проявил Свою силу в моей судьбе? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефессянам. Этот отрывок читается сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его.
Прозвучавший отрывок начинается с упоминания о том, что Бог искупил человека кровью Спасителя. Греческое слово «искупление» использовали в тех случаях, когда говорили о выкупе пленника, раба или приговорённого к смертной казни. Всё это ситуации, когда сам человек был не в силах что-либо для себя сделать. То есть Павел заявляет о том, что люди оказались в таком печальном положении безысходности, из которого своими силами никак уже не могли выбраться.
Если обратимся к древним авторам, то увидим, что время пришествия Спасителя было временем тотального пессимизма и упадка духа. Неслучайно именно на стыке эпох Ветхого и Нового заветов такое распространение в греко-римском мире получила философия стоиков, наполненная ощущением беспомощности и крушения надежд. Человек бессилен перед жизнью. Практически во всех своих делах он вынужден подчиняться власти какой-то неведомой силы, которая влечёт его к вековому забвению. Вспыхнул на время и погас навсегда. Не только внешние обстоятельства угнетают человека. Обыденностью для него стало раболепство разного рода страстям. Тоска, постоянное недовольство, пустота внутри, злоба, обиды, ревность, зависть и другие деструктивные движения сердца — это тот фон, на котором разворачивается жизнь нашей души. И беда в том, что сам человек ничего сделать с этим не в силах. Единственное, что ему остаётся, — искусно обманывать себя. Наполнять себя разного рода впечатлениями, фантазиями, иллюзиями. В этом, по мысли стоиков, каждый из нас подобен пьянице, который испытав эффект лёгкости и воодушевления от вина, пьёт больше и искренне верит, что на следующий день похмелье не наступит. Всё это побег от реальности. А реальность такова, что обманывай себя, не обманывай, как бы ты не прожил эту жизнь, финал один — болезнь и смерть. Стоики знали, о чём говорили. Ведь многие из них имели в этой жизни всё, но не находили в ней удовлетворения перед лицом правды жизни.
Казалось бы, вот нытики. Нет чтобы радоваться тому, что есть. Однако во всех эти рассуждениях о собственном тотальном бессилии и бессмысленности жизни, кроется как раз-таки сила этих мыслителей. Вся их тоска — это не что иное, как глубокая жажда Могущественной Силы, которая победила бы смерть и наполнила смыслом все стороны жизни человека. Примечательно, что именно в эту эпоху и пришёл Христос. Он пришёл не тогда, когда человечество было в плену иллюзий и фантазий о прекрасном будущем. А именно в тот момент, когда лучшие из людей, те, кто формировал культуру и образ мышления целых наций, властители дум античного мира, отчётливо увидели, что человечество потерпело поражение перед лицом этой жизни, что его ничто не спасёт. А потому ощутили острую потребность в чуде, сотворить которое может лишь Бог. Именно в ответ на этот вопль о помощи и пришёл Христос. Ведь, как Сам Он говорит, время исполнилось. Человек созрел.
Здесь скрыта фундаментальная закономерность духовной жизни. Бог не обязательно входит в мою судьбу тогда, когда я Его зову. Господь может медлить. А медлит Он по простой причине. Его визит может быть слишком преждевременным. Я не оценю его по достоинству. Меня всё ещё занимают многие другие вещи. Я всё ещё надеюсь на них. Бог ждёт того момента, когда я отчётливо увижу, что ни одна вещь, ни один человек в этом мире не может мне дать то, чего жаждет моё сердце. Ведь лишь в такой момент я способен встать на колени, признать своё бессилие и от всего своего существа обратиться к Творцу. И даже если с моих уст сорвётся только еле слышное «помоги», для Бога этого будет достаточно. Он мгновенно войдёт в мою жизнь и заполнит ту пустоту, которая меня мучила. А я буду удерживать Его всеми своими силами, чтобы не дать Ему и малейшего повода меня покинуть.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



