Еф., 229 зач., V, 8-19.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Призывая жителей Эфеса уклоняться от «дел тьмы» ради жизни под лучами Божественного света, апостол Павел просит их прежде всего «испытывать, что благоугодно Богу». В греческом тексте использован глагол δοκιμάζω — пробовать, проверять, одобрять после исследования. Так же, как мы сначала пробуем на вкус новую, незнакомую нам пищу — и уже потом принимаем решение, съесть или отказаться — так и христианин должен всякое своё дело «пробовать на вкус» — только не свой, а Божий. Но вот вопрос: свой-то вкус мы хорошо понимаем, а как же понять этот загадочный «вкус Божий»?
Ответ — чуть выше, в словах апостола о «плодах Духа». Он указывает три главных «вкуса»: доброта, праведность и истина. Давайте остановимся на каждом из них.
ἀγαθωσύνη — доброта. Бог, несомненно, добр — хотя и подвергает постоянно испытаниям очевидность этого утверждения. Значит ли это, что в ситуации, когда надо выбрать между «наказать нельзя помиловать» всякий раз христианин должен выбирать «помиловать»?
И здесь нас выручает второе понятие — δικαιοσύνη — буквально «справедливость», «верность закону». Ну и задачку нам задаёт апостол, предлагая на первый взгляд очень простые «вкусы» — а на деле — чуть ли не взаимоисключающие! Разве нет противоречия между милостью — и справедливостью, верностью закону?
Смотрим дальше — и тут мы видим последний, третий термин — ἀλήθεια — истина. По сей день нет единого мнения среди филологов, какой была бы верная — простите за каламбур — истинная этимология «истины». Есть два взгляда, одинаково обоснованных. Первый — слово ἀλήθεια — сочетание частицы отрицания и глагола λήθω, λανθάνω — «быть скрытым», «ускользать из внимания», «оставаться незамеченным». То есть истина — это «несокрытость», ясность, явленность сущего в его бытийной полноте. Или иначе — очевидность.
Второй подход основывается на другом глаголе — λήθομαι, λανθάνομαι — «забывать», «предавать забвению». Истина — то, что забыть невозможно — потому что это пережито, воспринято целиком и очень глубоко. Истина — она о главном. И именно поэтому может быть воспроизведена из глубин памяти без ущерба или искажений.
И разве нам что-то даёт теперь это неоднозначное трактование? Конечно же, да! Понимание того, что угодно Богу, находится не в «механическом» наложении доброты, справедливости и истинности — а именно между этими тремя утверждениями! Поясню через образ: представьте себе треугольный парус, натянутый между этими тремя точками — и вы почувствуете дыхание Божественного ветра, направляющего ваш корабль жизни именно туда, куда следует!
Вот к чему и призывает нас сегодня апостол: внимательно следить, чтобы наш «парус» души всегда был хорошо натянут — и в любом поступке было место и доброте, и справедливости, и высшей, Божественной, истине!
25 декабря. О причине изумления иудеев

В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова о Христе: «Увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его».
О причине изумления иудеев — протоиерей Владимир Быстрый.
После преображения на горе Фавор Христос спускается к народу, и люди, лишь только увидели Его, изумились. Они побежали к Нему, чтобы приветствовать. Чему же изумился народ? Он ещё не знал о чуде преображения, но он увидел разительный контраст: внизу — спор, неспособность учеников исцелить одержимого отрока, бессилие, а с горы нисходит Тот, Чей самый вид, по словам святых отцов, стал прекраснее от сияния божественного света.
В Нём — мир, власть и победа над всей человеческой немощью. Он возвращался не как обычный учитель, а как победитель тьмы, приносящий свет с небес. Люди инстинктивно почувствовали это. Здесь — источник жизни. Они приветствовали в Нём долгожданного Избавителя.
Этот же свет Христос несёт и нам. В нашей суете, немощах и спорах Он является тем, кто ждёт Его. Его присутствие разрешает самые сложные противоречия, а Его свет преображает самые мрачные обстоятельства. Давайте же и мы, подобно тому народу, с изумлением и верой побежим навстречу нашему Спасителю. А Он уже идёт к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О личности царя и первосвященника Мелхиседека

В 7-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Мелхиседеке, царе Салима: «Как велик тот, которому и Авраам Патриарх дал десятину из лучших добыч своих».
О личности царя и первосвященника Мелхиседека — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Ветхий Завет оставил нам мало данных о личности царя Мелхиседека. Его имя окутано тайной. Писание нам ничего не говорит о его происхождении, летах жизни, подвигах и победах. Это породило множество предположений. Есть даже мнение, что это был Ной, его сын Сим или кто-то из родственников послепотопных людей. Мы можем только догадываться.
Однако Мелхиседек хорошо был знаком Аврааму. Назывался одновременно царём и первосвященником, что делает его прообразом Господа Иисуса Христа. Об этом, собственно, и рассуждает апостол Павел в 7 главе Послания к Евреям.
Явно выраженные умолчания Писания о личности и непререкаемом авторитете Мелхиседека указывают на его посланничество от Бога, особую миссию и особый образ служения, который не схож со священством, данным Господом в Синайском законодательстве Моисею и его потомкам.
Мелхиседек был царём Салима, предшественника Иерусалима, города, в котором потом пострадает Сын Божий за спасение людей. Несомненно, этот святой муж является ключевой фигурой Ветхого Завета. Он нам приоткрывает завесу жертвенного служения Христа и Его божественную волю.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 декабря. О почитании Святителя Спиридона Тримифунтского
Сегодня 25 декабря. День памяти Святителя Спиридона Тримифунтского, жившего в четвертом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Хотя до революции святителя Спиридона тоже почитали на Руси, и мы знаем, что были спиридоновские храмы, переулочки, тем не менее, это не сравнить с современным почитанием. Тут, конечно, накладывает отпечаток, что Греция — тёплые края, охота русскому человеку от нашей холодной зимы куда-то в сторону моря передвинуться, но тем не менее благочестивый человек и в отпуске старается от Христа не отходить и, конечно, планирует свой отпуск так, чтобы была возможность добраться до храма, причаститься Святых Христовых Тайн, и поэтому множество наших соотечественников потянулись в Грецию, на чудесные острова Кефалонию или Корфу, чтобы поклониться мощам святителя Спиридона, ну и заодно насладиться летним отдыхом.
В таком совмещении нет ничего страшного. Не нужно быть формалистом и говорить: «Ой, раз я паломничаю, то я должен терпеть различные неудобства, страдания». У нас в жизни хватает страданий, которые нам посылает Господь по нашим грехам, и искусственно за ними гнаться не надо.
Другое дело, наоборот, когда мы радуемся, когда мы веселимся, когда мы отдыхаем, нам порой бывает неудобно как-то помолиться, побеспокоить святых, ко Господу обратиться: «Ну как-то я в таком расслабленном состоянии, как же я о Боге вспомню?» Но мы должны помолиться святителю Спиридону и попросить, чтобы мы не забывали о своём христианстве даже в самые весёлые моменты своей жизни, потому что Господь не против нашей радости и веселья, лишь бы мы не забывали о Христе.
Все выпуски программы Актуальная тема











