
Еф., 227 зач., IV, 25-32.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Иногда христианам свойственно совершать несколько нелепую логическую ошибку: нам кажется, что если какой-то грех уже совершён, то нет ничего страшного в том, чтобы продолжать грехи того же рода. К примеру, если кто-то уже нарушил многодневный пост, то ему начинается казаться, будто бы дальше поститься со всей строгостью уже нет особого смысла, ведь пост все равно не будет идеальным и таким, каким хотелось бы, да к тому же всё равно придётся исповедоваться и говорить о нарушении поста, а, значит, не имеет значения, сколько именно раз произошло такое нарушение. Пример с постом — это просто пример, нарушение поста — далеко не самое страшное из того, что может случиться с человеком.
В этом отрывке Послания к Ефесянам апостол Павел ничего не пишет о посте и его возможном нарушении, но он пишет о более серьёзных вещах: о гневе, о воровстве, о клевете, об осуждении, о сплетнях, о злобе, о раздражении, о ярости и злоречии. А если кратко, то обо всем том, что и составляет основу списка согрешений абсолютного большинства исповедей наших современников. Из того факта, что апостолу пришлось написать об этих грехах в весьма благополучный с точки зрения веры и благочестия Ефес, можно сделать вывод: перечисленные Павлом грехи — вневременные, эфесские христиане были им подвержены в не меньшей степени, чем и мы.
Апостол Павел не ругает своих адресатов, не пишет им о том, какие они плохие да падшие, не приводит убедительные увесистые цитаты из Священного Писания, которые могли бы устрашить согрешающих людей. Апостол идёт по совершенно иному пути, он пишет о грехах фактически с тем же спокойствием, с каким можно писать о погоде, для него грехи — это не что-то страшное и непростительное, это не то, что превращает добродетельного христианина в человека второго сорта, для Павла грех — печальное и трагичное следствие грехопадения прародителей и не более того, отношение апостола к греху, а тем более к согрешающему человеку, можно назвать исключительно спокойным, но, конечно же спокойствие в этом случае вовсе не означает равнодушия. Да, в грехе нет ничего хорошего, но нет и ужасного в том случае, если согрешающий видит свою неправоту, осознает её и не медлит начать исправляться, если согрешающий не ждёт удачного повода, понедельника, нового года, первого числа или освоения человечеством Марса.
Под исправлением апостол понимает дела, которые противоположны совершенному греху. В качестве примера Павел пишет о воровстве: «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28). Всё очень просто, и это неудивительно, ведь и Бог прост, а уподобление Богу начинается с простых и внятных шагов по прекращению зла и началу восхождения к добру.
«Помощь святых». Священник Александр Нарушев, Екатерина Каштанова, Мария Пухова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» священник Александр Нарушев, писательница, автор акафиста преподобному Гавриилу Самтаврийскому Мария Пухова и специалист по связям с общественностью Екатерина Каштанова размышляли о том, каким образом святые могут помогать нам и участвовать в нашей жизни, и почему мы можем чувствовать особую связь с каким-либо святым. Также вспоминали различные чудеса и удивительные истории из жизни, которые происходили после обращения к святым за помощью.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Лопата земли

В доброй старой Англии на границе горного Уэльса жил некогда злой великан. Почему-то он сильно невзлюбил жителей города Шрусбери, и стал придумывать, как бы им покрепче досадить.
«Брошу-ка я полную лопату земли в реку Северн, чтобы её запрудить, — решил великан. — Река выйдет из берегов и затопит весь город вместе с жителями».
Набрал великан полную лопату земли, и, пыхтя, направился с тяжёлой ношей к Шрусбери. Но по дороге он заблудился и пришёл не туда, а к соседнему городу Веллингтон.
Наступил вечер, великан из сил выбился, и ему хотелось как можно скорее добраться до места. Стал он озираться по сторонам и заметил на дороге человека с мешком на спине. Это был сапожник, который возвращался домой в Веллингтон, где была его лавка, а шёл он из Шрусбери, набрав полный мешок башмаков и сапог для починки.
— Эй, послушай! — окликнул его великан. — Далеко ещё до Шрусбери?
— А что тебе там нужно? — спросил сапожник, запрокинув голову, чтобы увидеть, откуда доносится громовой голос.
— Видишь эту лопату земли? — спросил великан, и при этом весь задрожал от злобы. — Я собираюсь бросить её в Северн, чтобы река вышла из берегов и затопила Шрусбери: и мэра, и всех-всех жителей!
Такая затея сапожнику пришлась не по душе.
«Северн — самая длинная река в Англии, — прикинул он в уме. — Если злодей осуществит свой план, тогда он не только Шрусбери, но и другие города по реке затопит».
Опустил сапожник на землю мешок, почесал в затылке и говорит:
— Так, значит, Шрусбери? До него ещё тебе долго идти. С твоими шагами за пару недель можно добраться.
— Так долго? Откуда ты знаешь? — спросил великан.
— Я как раз иду из Шрусбери, — сказал сапожник и развязал свой мешок, чтобы великан увидел, что у него там лежит. — Это очень далеко, поверь мне. Видишь, сколько башмаков и сапог я износил, пока шёл оттуда? Небось, подошвы на твоих ботинках тоже порядком истёрлись? Дай-ка, я погляжу.
— Глянь, приятель, а то сам я не могу присесть и лопату опустить, — согласился великан, и задрал одну свою могучую ногу над головой сапожника. И хотя тому было страшновато, но он вспомнил про жителей Шрусбери, которым угрожает смертельная опасность, и не дрогнул.
— Да, износились твои подмётки, — спокойно сказал он великану. — И ты не взял с собой запасную обувь? В твоих ботинках до Шрусбери тебе точно не дойти...
— Тогда я лучше домой вернусь, — ответил великан.
Опрокинул он лопату с землей там, где стоял, повернулся, и зашагал прочь в валлийские горы. Больше о нём ни слуху ни духу не было.
Зато теперь на том месте, где великан опрокинул лопату земли, каждый путник по дороге из Шрусбери в Веллингтон видит высокий холм. И сразу же вспоминает про храброго сапожника, который благодаря своей смекалке земляков от потопа спас.
(по мотивам английской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Минимишки Татьяны Мишкиной

Фото: Chris Hardy / Unsplash
«Четыре сыночка и лапочка дочка» — это выражение из старого мультфильма относится и к жительнице Богородска Нижегородской области, о которой я хочу вам рассказать.
В школьные годы на Татьяну Мишкину произвели впечатление ребята из детского дома, которые учились с ней в пятом классе: жизнь без родителей казалась девочке неправильной и странной! Именно тогда, по словам Татьяны, она задумала когда-нибудь стать мамой ребёнку-сироте.
Так и случилось. Сегодня в семье Татьяны и Сергея пятеро Минимишкиных — так здесь называют четырёх приёмных детей и одного родного! Старшего, Женю, супруги взяли из детдома в конце 2015-го. Через полгода удочерили малышку Сашу с синдромом Дауна и врождённой заячьей губой, которую позже исправили хирурги. А летом 2018 года новым членом семьи стал Мишутка.
Позже супруги хотели стать родителями ещё одного приёмного ребёнка. Однако пришлось заняться решением жилищного вопроса: в небольшой квартире в Нижнем Новгороде, где многодетная семья в то время жила, стало тесно. Наконец, зимой 2023 года, после переезда в просторный дом в Богородске, ещё один Минимишкин — пятилетний Дениска — навсегда покинул детский дом.
А уже в марте Татьяна родила сына, которого назвали Василием! «Старшие дети с нетерпением ждали появления малыша — пожалуй, эта радость нас ещё больше сблизила, — размышляет она. — Вася стал всеобщим любимцем».
Татьяна и Сергей рассказывают детям правду об усыновлении, как сказку: «И тогда мама с папой поняли, что им нужен сыночек, маленький, хорошенький. Стали искать — и нашли! Они обрадовались, все дела отложили и поехали знакомиться. А малыш ещё не знал, что это его родители...»
Татьяне Мишкиной часто задают вопрос: почему они с мужем решили стать приёмными родителями? «Мы просто хотели детей: нам нравится заниматься их развитием, воспитывать, лечить и учить, — отвечает наша героиня. — А родных или приёмных — это как Бог даст».
Все выпуски программы Живут такие люди