
Апостол Павел
Еф., 230 зач., V, 20-26.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол рассуждает о практике христианской жизни и обращается к отношениям супругов. Помню, как однажды меня попросили быть судьей в споре мои близкие друзья, муж и жена. Хорошо зная Священное Писание, муж утверждал, что жена должна слушаться его во всём. Он делал акцент на словах «во всём» и ссылался при этом как раз на текст, который мы услышали. Я так хорошо этого текста не помнил и сначала даже не поверил и, только открыв текст, убедился, что апостол действительно произносит это слово. Казалось бы, спорить тут не о чем, ведь написано черным по белому и совершенно однозначно, остается мужу командовать, а жене полностью подчиняться. И всё же я с такой позицией не согласился и предложил порассуждать. Скажем, совершенно очевидно, что муж может быть не верующим и требования его могут противоречить нормам христианской жизни. Это значит, что такое желанное для некоторых правило уже не абсолютно и не безусловно. Дальше просто: если слова неверующего мужа могут быть греховны, разве слова верующего всегда праведны?
Но для чего же тогда апостол написал эти слова о жёнах? Обратившись к контексту, мы поймем, что эту мысль апостола надо рассматривать в паре с другой. Для современного общества, зацикленного на вопросах равенства и эмансипации, начало текста оказывается практически неинтересным. Мы сразу задумываемся над тем, что имел в виду апостол, когда говорил о повиновении жены мужу, хотя на самом деле в начале чтения он обращается одинаково ко всем, он призывает исполняться Духом «повинуясь друг другу в страхе Божием». Скажут, кто же тогда будет управлять, если все будут только подчиняться? Но разве не об этом говорит Христос, когда наставляет учеников: «кто хочет быть среди вас первым, да будет всем слуга»? Именно об этом! Но разве может руководить слуга? Может, потому что речь не о том, чтобы быть у всех на побегушках, а том, чтобы служить всем ко спасению. В этом смысле повиноваться друг другу в страхе Божием — это исполнять друг для друга то, что будет полезно.
Призыв к жёнам повиноваться мужьям, лишь часть общего призыва служить спасению друг друга. Именно поэтому после слов к жёнам, которые должны воспринимать мужа так же, как Церковь воспринимает Христа, апостол пишет мужьям, что они должны вести себя по отношению к жёнам, как Христос ведет себя по отношению к Церкви. Поэтому призыв «любите своих жён» — это не призыв испытывать нежные чувства, сравнимые с влюбленностью. Такие вещи нельзя в себе создавать, они возникают и проходят без нашей воли. Любовь, о которой говорит апостол, это любовь по образу Христа — жертвенная и спасающая.
Иными словами, пусть и по-разному, апостол обращает к своим читателям, жёнам и мужьям общий призыв: живите так, чтобы ваши взаимоотношения, ваши действия друг ко другу были спасительными. Мы слышим апостола и проникаемся высокими идеями. Живем и думаем: да я ради нее или ради него умру... А потом приходим домой и не можем мирно принять самые простые вещи... не уступаем в мелочах, шантажируем и ставим свои условия... И нам всё кажется — ну это же не всерьез, это быт, а вот в высоком смысле я готов послужить. Только Христос не случайно сказал, что верность в большом начинается с верности в малом. Так и жертвенная любовь начинается с самых простых и бытовых вещей, в которых мы должны помогать и служить друг другу.
Икона Божией Матери «Огневидная»

Икона Божией Матери «Огневидная» от других отличается красными оттенками, в которых изображены лик и одежды Пречистой Девы. Изначально образ не имел этой особенности и назывался «Кафрептис», что переводится с греческого как «Отображение» или «Зеркало». Такое имя автор — византийский иконописец шестого века, присвоил иконе не случайно. Он подчеркнул, что в душе Богородицы отобразились черты, присущие Богу — милосердие, смирение, чистота.
В девятом столетии к власти в Константинополе пришёл император-иконоборец Феофил. Нечестивый царь повелел бросить икону «Кафрептис» в костёр. Но она не сгорела! Лишь изображение приобрело красный оттенок. Уцелевшая в огне святыня стала собственностью одного из константинопольских аристократов. Желая послужить Богу, он под видом нищего странника отправился на Афон. Подвижник взял с собой икону Царицы Небесной. На Святой горе он принял постриг с именем Павел и основал монастырь в юго-западной части полуострова. В дальнейшем монах был прославлен в лике святых, и обитель получила его имя. Икона Божией Матери «Кафрептис» поныне остаётся одной из главных святынь афонского монастыря Преподобного Павла.
Подвижники Святой горы создали немало списков образа Божией Матери «Отображение». Иконописцы воспроизводили красные оттенки, полученные иконой в огне в девятом веке. Созданные на Афоне изображения распространились по всему православному миру. В восемнадцатом веке они появились и в России. В народе икону за необычный цвет стали называть «Огневидной». После этого образ получил новое богословское прочтение. Смысл изображения оказался созвучен словам молитв, в которых Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Огневидной Колесницей Бога».
В восемнадцатом веке в России была создана икона с надписанием «Огневидная». Церковь учредила празднование образа 10 февраля — по новому стилю это 23-е число. Сегодня один из самых древних списков «Огневидной» иконы хранится в Государственном историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Владимирская Оранская икона Божией Матери

В 1629 году нижегородский дворянин Пётр Глядков тяжело заболел. Собрав последние силы, он совершил паломничество в Москву, в Успенский собор Кремля, к Владимирской иконе Божией Матери. Пётр Андреевич помолился у чудотворного образа и исцелился. Он попросил разрешения у настоятеля Успенского храма, протоиерея Кондрата, сделать список Владимирской иконы. Священник благословил, и вскоре иконописец Григорий Чёрный выполнил заказ дворянина.
Новая икона существенно отличалась от первообраза. По нижнему краю на списке Григорий Чёрный запечатлел девять небесных покровителей семьи Глядковых. Петр Андреевич увёз святыню в своё имение под Нижним Новгородом. Здесь в 1634 году, в один из дней Великого поста, Глядков получил во сне повеление Божией Матери построить церковь в честь Владимирской иконы.
Рано утром, ещё затемно, помещик отправился осмотреть своё имение в поисках подходящего места для строительства. Он увидел свет на высоком холме близ места, называемого Орано поле. Пётр Андреевич решил, что это люди греются у костра. Но поднявшись на гору, не нашёл там никого. Лишь высокий столб света поднимался к небу.
Глядков рассказал о происшествии патриарху Иоасафу. И по благословению Святейшего построил церковь на горе возле Орана поля. При храме образовался монастырь. Петр Андреевич принял в нём постриг с именем Павел. Список Владимирской иконы Божией Матери кисти Григория Чёрного стал главной святыней обители. По месту пребывания образ стал называться Оранским.
Святыня прославилась чудесами. И когда 1771 году в Нижнем Новгороде вспыхнула эпидемия чумы, епископ Феофан благословил обойти город с Оранской иконой Небесной Заступницы. Напасть отступила! С тех пор нижегородцы ежегодно совершали молитвенное шествие с иконой от Оранского монастыря до губернской столицы. Традиция прервалась лишь после революции 1917 года, когда безбожники закрыли обитель.
Чудотворный образ многие годы хранился в фондах Нижегородского историко-архитектурного музея. А в 2008-ом вернулся в родной монастырь, который вновь стал действующим! Возобновились и крестные ходы с Оранской иконой Божией Матери. Традиционное шествие совершается каждый год в первой половине июня. Все остальное время чудотворный образ пребывает в Оранском Богородицком монастыре.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Божией Матери «Воспитание»

Икона Божией Матери «Воспитание» пришла в Россию из Византии в восемнадцатом веке. Это образ, написанный по типу Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Пресвятая Богородица левой рукой удерживает на коленях Божественного Сына, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
От других икон, выполненных в традиции Одигитрия, «Воспитание» отличается одеянием Иисуса. Божественный Отрок изображён без хитона, в наброшенном на обнажённые плечи гиматии. Это прямоугольный кусок ткани, в евангельские времена его носили как верхнюю одежду. На иконе «Воспитание» гиматий предстаёт прообразом плащаницы, которой обернули Тело Спасителя после снятия с Креста. Так иконописец подчеркнул, что Иисусу, сидящему на коленях у Матери, предстоит принять мученическую смерть ради Спасения человечества. А название образа — «Воспитание», призывает помнить, что Подвиг Христа — это величайший пример для юных сердец.
Один из самых известных списков иконы с восемнадцатого века хранился в Москве, в Казанском соборе на Красной площади. В день празднования образа «Воспитание», 18 марта, здесь ежегодно совершалось торжественное богослужение, посвящённое иконе. Сотни родителей соборно просили у Небесной Заступницы помощи в воспитании своих чад. И каждый от всего сердца возносил у иконы слова молитвы: «Вручаю дитя моё всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».
В 1917 году к власти в России пришли безбожники. Казанский собор на Красной площади снесли. Икона «Воспитание» бесследно исчезла. А вот родительская боль за детей, горячее желание вырастить их добрыми, честными, отзывчивыми никуда не делись. И когда в конце двадцатого столетия настала пора возрождения православной веры, списки древнего образа появились во многих храмах. Есть икона «Воспитание» и в Казанском соборе, восстановленном на Красной площади в 1993 году.
Все выпуски программы Небесная Заступница