
Апостол Павел
Еф., 230 зач., V, 20-26.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении апостол рассуждает о практике христианской жизни и обращается к отношениям супругов. Помню, как однажды меня попросили быть судьей в споре мои близкие друзья, муж и жена. Хорошо зная Священное Писание, муж утверждал, что жена должна слушаться его во всём. Он делал акцент на словах «во всём» и ссылался при этом как раз на текст, который мы услышали. Я так хорошо этого текста не помнил и сначала даже не поверил и, только открыв текст, убедился, что апостол действительно произносит это слово. Казалось бы, спорить тут не о чем, ведь написано черным по белому и совершенно однозначно, остается мужу командовать, а жене полностью подчиняться. И всё же я с такой позицией не согласился и предложил порассуждать. Скажем, совершенно очевидно, что муж может быть не верующим и требования его могут противоречить нормам христианской жизни. Это значит, что такое желанное для некоторых правило уже не абсолютно и не безусловно. Дальше просто: если слова неверующего мужа могут быть греховны, разве слова верующего всегда праведны?
Но для чего же тогда апостол написал эти слова о жёнах? Обратившись к контексту, мы поймем, что эту мысль апостола надо рассматривать в паре с другой. Для современного общества, зацикленного на вопросах равенства и эмансипации, начало текста оказывается практически неинтересным. Мы сразу задумываемся над тем, что имел в виду апостол, когда говорил о повиновении жены мужу, хотя на самом деле в начале чтения он обращается одинаково ко всем, он призывает исполняться Духом «повинуясь друг другу в страхе Божием». Скажут, кто же тогда будет управлять, если все будут только подчиняться? Но разве не об этом говорит Христос, когда наставляет учеников: «кто хочет быть среди вас первым, да будет всем слуга»? Именно об этом! Но разве может руководить слуга? Может, потому что речь не о том, чтобы быть у всех на побегушках, а том, чтобы служить всем ко спасению. В этом смысле повиноваться друг другу в страхе Божием — это исполнять друг для друга то, что будет полезно.
Призыв к жёнам повиноваться мужьям, лишь часть общего призыва служить спасению друг друга. Именно поэтому после слов к жёнам, которые должны воспринимать мужа так же, как Церковь воспринимает Христа, апостол пишет мужьям, что они должны вести себя по отношению к жёнам, как Христос ведет себя по отношению к Церкви. Поэтому призыв «любите своих жён» — это не призыв испытывать нежные чувства, сравнимые с влюбленностью. Такие вещи нельзя в себе создавать, они возникают и проходят без нашей воли. Любовь, о которой говорит апостол, это любовь по образу Христа — жертвенная и спасающая.
Иными словами, пусть и по-разному, апостол обращает к своим читателям, жёнам и мужьям общий призыв: живите так, чтобы ваши взаимоотношения, ваши действия друг ко другу были спасительными. Мы слышим апостола и проникаемся высокими идеями. Живем и думаем: да я ради нее или ради него умру... А потом приходим домой и не можем мирно принять самые простые вещи... не уступаем в мелочах, шантажируем и ставим свои условия... И нам всё кажется — ну это же не всерьез, это быт, а вот в высоком смысле я готов послужить. Только Христос не случайно сказал, что верность в большом начинается с верности в малом. Так и жертвенная любовь начинается с самых простых и бытовых вещей, в которых мы должны помогать и служить друг другу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер