
Апостол Павел
Еф., 229 зач., V, 8-19.
ГЛАВА 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Одним из наиболее влиятельных городов Римской империи считался Эфес. Этот город, расположенный в Малой Азии на самом берегу Эгейского моря, богатством и насыщенной культурной жизнью долгое время соперничал с самой столицей империи — Римом. Благодаря своему географическому положению Эфес контролировал значительную часть торговли между западом и востоком. На рынках города можно было найти товары, привезенные из разных концов света. Здесь жили выходцы из многочисленных стран. Особую славу придавал Эфесу храм, посвященный языческой богине плодородия — Артемиде. В храме Артемиды Эфесской не только совершались религиозные действия, но и проходили городские собрания. Кроме того, культовое здание использовалось и как хранилище для казны всех римских провинций Малой Азии. Христианство стало развиваться в Эфесе благодаря деятельности апостола Павла. Он, как минимум, два раза посещал Эфес. Причем во время второго посещения прожил здесь около двух лет и чуть было не пострадал от рук язычников. Те были возмущены, что из-за ежедневной проповеди Павла многие язычники обратились в христианство и потому храм Артемиды опустел. Люди прекратили жертвовать деньги на языческий культ, перестали покупать статуэтки богини. Собственно, бунт против апостола подняли как раз те ремесленники, которые изготавливали из серебра статуэтки Артемиды и из-за деятельности Павла несли теперь серьезные убытки. По причине восстания язычников апостол был вынужден покинуть город. Но там он оставил крепкую общину христиан, о судьбе которой он постоянно заботился, а в конце своей жизни направил христианам Эфеса послание, ставшее духовным завещанием Павла. Отрывок из него мы только что слышали.
Апостол Павел много потрудился, проповедуя учение Христа в Эфесе, и поэтому очень переживал — как бы его эфесские ученики не поддались искушению вернуться к прежней языческой жизни. Такая вероятность имелась, так как храм Артемиды продолжал свою деятельность. Здесь язычники днем приносили обильные жертвоприношения в честь богини, а ночами собирались на так называемые «мистерии», которые, по сути, являлись проявлениями невоздержания и разврата. Апостол Павел призывает христиан Эфеса не искушаться и не посещать храма Артемиды, потому что ничего кроме грехов и пороков там найти нельзя. Павел говорит, что христиане должны жить мудро — не тратить время на совершение грехов, но использовать время жизни для добрых дел. Последователей Артемиды он называет теми, кто пребывает во тьме. Тьмы удобна для тех, кто творит беззаконие. Человек наивно полагает, что в отсутствие света можно безнаказанно грешить. Но Бог видит все, и не важно — ночью или днем действует человек. И христианин понимает, что вся его жизнь освещена присутствием Господа. Человек, живущий без Бога, живет во тьме — в том смысле, что не знает, куда идти и как строить свою жизнь. Христианин стремится открыть для себя волю Божию, а потому жизнь его идет осмысленно и по-настоящему счастливо — ведь в ней присутствует Творец. Плодом такого присутствия, по слову апостола Павла являются для человека благость, праведность и истина — плоды действия Духа Святого в сердце верующего. Плоды Духа, к Которому обращена сегодня молитва Церкви и Которого мы просим — «приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны»! Пусть же благодать Святого Духа посетит наши сердца и просветит их сиянием Царствия Божия.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер