В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Анна Леонтьева, а также наш гость — клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев — поделились светлыми историями о том, как помогает Бог, когда сил человеческих уже недостаточно.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Анна Леонтьева
К. Лаврентьева
— Здравствуйте, дорогие друзья! «Светлые истории» на Радио ВЕРА. Мы вновь приветствуем вас в нашей студии, и сегодня у нас в гостях любимый нами протоиерей Максим Плетнёв, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в городе Санкт-Петербурге. Здравствуйте, отец Максим.
о. Максим
— Добрый день. Храни тебя Господь.
К. Лаврентьева
— Также мои коллеги: Анна Леонтьева и Константин Мацан. Здравствуйте, коллеги.
К. Мацан
— Добрый вечер.
А. Леонтьева
— Добрый вечер.
К. Лаврентьева
— Меня зовут Кира Лаврентьева и вот что хочется сразу сказать, дорогие наши слушатели и зрители «Светлых историй», — сейчас наши программы не представлены на YouTube и Rutube, много комментариев поступает на эту тему, поэтому призываем вас смотреть наши программы на сайте radiovera.ru и в группе Радио ВЕРА во «ВКонтакте», там же можно писать комментарии, оставлять свои истории, обсуждать нас. Мы всегда читаем ваши комментарии. Однажды мы даже целую программу посвятили именно вашим комментариям, вашим историям.
К. Мацан
— И мы мечтаем сделать это снова, поэтому, пожалуйста, не пренебрегайте возможностью во «ВКонтакте» оставлять комментарии и ваши истории там писать или присылать их на адрес: Радио ВЕРА, info@radiovera.ru.
К. Лаврентьева
— А тема у нас сегодня такая непростая, но очень интересная и важная для любого христианина: «Как помогает Бог, когда сил человеческих уже недостаточно?» Отец Максим, по доброй традиции, сложившейся в программе «Светлые истории», предоставляем вам первое слово. Пожалуйста, расскажите, с чем вы сегодня к нам пришли?
о. Максим
— Спасибо, Кира. У меня такая история, она сначала начинается совсем не со светлой части, и, скорее всего, даже с тяжелой. И эта история про то, как порой непросто людям зависимым, и в каких тяжелых ситуациях они оказываются, и как Господь милостив к нам всем, грешным. У нас в Санкт-Петербурге есть Координационный центр по работе с зависимыми при отделе по благотворительности. Я руководитель этого Центра, и у нас есть программа помощи зависимым «Фавор», мы помогаем людям, у нас амбулаторная программа, интересная, во многом авторская, она совмещает в себе и духовный подход, и профессиональный подход в работе с зависимыми. Во время ковида мы вышли в онлайн-режим. Конечно, у нас были такие дерзкие мысли: «а почему бы не заниматься реабилитацией в онлайн-формате», но мы не дерзали, а ковид нас прямо вытолкнул в эту историю. А что такое амбулаторный формат: люди живут дома, занятия проходят каждый день минимум три месяца, такой режим видеоконференции, каждый день собрания, каждый у своего гаджета и занимается добрым делом — выздоравливает, борется с зависимостью. И когда карантин окончился, мы оставили эту группу, и у нас теперь две группы реабилитации, одна группа — мы собираемся на территории Александро-Невской лавры в епархиальном управлении, и там каждый день проходят у нас занятия с зависимыми, люди борются с этими непростыми моментами своей жизни, и есть работа в онлайн-режиме. Друзья, напоминаю, что это программа помощи «Фавор». Как нас найти? Надо набрать favor78.ru, или набрать «Фавор реабилитация». И вот какую историю я хотел рассказать: есть специалисты, которые к онлайн-реабилитации относятся сомнительно, в том числе и в церковных кругах. Порой такое критическое мнение звучало в нашу сторону — ну как так, человек дома и без того, чтобы выехать в монастырь, в реабилитационный центр с круглосуточным пребыванием, приходит к трезвости? А оказалось, что приходит. И как раз хочу рассказать про Александру и Александра, двух наших настоящих героев. Почему героев? Вот расскажу: сначала к нам обратилась за помощью Александра, она живёт на юге России, и когда я первый раз её увидел на экране компьютера во время видеоконференции, я подумал: ну чем мы ей можем помочь? То, что я увидел, меня, можно сказать, напугало: она вся в татуировках, волосы покрашены в какой-то цвет фиолетовый, ну и, конечно, самое тяжёлое — это её судьба, её жизнь до реабилитации. У неё были очень плохие отношения с матерью, на руках был ребёнок, уже достаточно большой, отрок, и самое трагичное, что где-то месяца за два до начала реабилитации супруг её покончил жизнь самоубийством буквально у неё на глазах, и вот такой человек приходит, обращается за помощью. И мы так с содроганием, но с надеждой приступили к делу, и какая была наша радость, когда всё стало получаться, и Александра потихонечку-потихонечку приходила в трезвость. У нас основное правило участия в программе — это трезвость, если человек срывается, то включаются санкции, и Александра начала буквально преображаться. И после того, как она окончила программу, восстановились отношения с мамой, появилась нормальная какая-то работа, цвет волос восстановился и примерно через полгода она первый раз причастилась и исповедовалась у себя в регионе. Мы смотрели на это и благодарили Бога, потому что мы, сотрудники, осознавали, что происходящее не в наших силах, то есть с точки зрения профессиональной нам казалось, что мы тут не можем помочь, а Господь преобразил эту женщину и помог ей выйти из буквально погибельного состояния. Но история на этом не окончилась, а продолжение такое, что в том самом «Ютубе» были блогеры, которые рассказывали о своей зависимости, Александра была тоже блогером, рассказывала о своей жизни. И они там есть разного уровня: совсем упаднического, которые рассказывают там чуть ли не про употребление, а есть те, кто про свою борьбу рассказывает, и вот в этих интернет-кругах она нашла Александра для реабилитации. И вот появляется Александр, я на него смотрю, и первая мысль такая же приходит: что делать с этим человеком? У него ещё больше татуировок, он такой весь раскачанный, но самое, конечно, страшное — это его отношение с бесовским миром, то есть он ещё в подростковом возрасте вошёл в какой-то контакт с бесами и рассказывал, что с ними общался просто на раз. Происходили какие-то разборки, какие-то трудные ситуации у него, а у него жизнь такая, то взлёт, то падение, то он такой богатый человек и делает какие-то большие дела, то чуть ли не под забором лежит, всё это ещё, естественно, на фоне употребления психоактивных веществ, и вот какие-то встречи происходят там, разборки среди бандитов или с ФСБ, и он говорит, что себя отдавал бесам, понимал, что они всё разрулят, и совершенно успокаивался, а они все ситуации делали к его удовлетворению, к хорошему для него результату. Глядя на это, я думал: ну что тут сделаешь? Действительно, без Божьей силы, без действия Божественной благодати и без Живого Бога невозможно. И слава Богу, Александр, во время ещё нашей реабилитации, пришёл к Церкви, первый раз исповедовался и сейчас он активный христианин. Через некоторое время его супруга прошла реабилитацию, у них трое детей, он занимает активную жизненную позицию, старается помогать другим, оптимист по своей натуре, очень позитивно настроен, и, глядя на этих наших дорогих постреабилитантов Александру и Александра, я прямо благодарю Бога за эти чудеса, за его любовь к нам, грешным, и как наше мнение, когда мы думаем про людей плохо, расходится с Божественным взглядом, исполненным любви. И ещё раз подчеркну, что то, что произошло и происходит вот с этими героями, о которых я сегодня рассказал, это не наша заслуга, мы тут только немножечко приложили свои усилия, а это именно действие Божье. Вот такая светлая история.
А. Леонтьева
— Действительно, светлая история. Дорогие наши слушатели и зрители, напомним, что в гостях у «Светлых историй» протоирей Максим Плетнёв, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в городе Санкт-Петербурге. У микрофонов Константин Мацан, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор, продолжаем рассказывать наши «Светлые истории» и, конечно, хотелось бы как-то осмыслить историю отца Максима. Костя, прокомментируешь ли ты то, что сказал нам сегодня отец Максим?
К. Мацан
— Знаете, я вот о чём думал, когда вы, батюшка, рассказывали: вот человек, который так научился бесов привлекать для решения своих проблем, а вот нас сейчас кто-нибудь послушает и скажет: а что, удобно, ну, если помогает, то круто же. А почему это лучше ни при каких условиях не повторять?
о. Максим
— Да, это было, конечно, на грани безумия, даже сам рассказ пугал, а на самом деле, думаю, это было ещё более страшно, то есть самому лезть в пасть ко льву и идти, по сути, в ад. А помимо общения с бесами, было очень много страданий в его жизни и, отчасти, страдания его подвигали на обращение ко тьме. Он не то, чтобы обращался, он такой был неосознанный приверженец тьмы и не был сатанистом или ещё что-то в этом духе ни в коей мере, но такая кривая жизнь. И, к сожалению, у многих людей кривая жизнь, мы видим, что многие люди живут в какой-то тьме, конечно, не такой яркой...
А. Леонтьева
— А он знал, что это бес, отец Максим, или он думал, что это какие-то энергии?
о. Максим
— Нет, он так и осознавал, и он не сопротивлялся.
А. Леонтьева
— Да, не дай Господи, и мы, конечно, должны понимать, что последствия непредсказуемы от таких действий.
М. Плетнев
— Это чудо, что всё получилось именно вот так, а чудо оно чем определяется — когда причинно-следственные связи нарушаются, и человек должен погибнуть, а Господь его спасает и это настоящее спасение Божье.
А. Лаврентьева
— Я хочу сказать, что несколько таких историй очень ярких знаю об этих общениях, но об этом, может быть, не нужно всё время говорить, да?
К. Мацан
— Об этом мы сделаем отдельную программу.
А. Леонтьева
— Когда тьма, то виднее свет. И когда вот эти случались контакты, то, как правило, человек или уходит в сумасшествие, или в зависимость, или в то и другое, или очень плохо кончает. И это совершенно классические истории из учебника, там, не знаю...
К. Мацан
— Психопатологии.
К. Лаврентьева
— Ну, Господи, помилуй, не психопатологии, а именно как душевная, духовная болезнь.
К. Лаврентьева
— Аня, а с чем ты сегодня к нам пришла? Какую историю ты нам поведаешь?
А. Лаврентьева
— Я решила рассказать про такую ситуацию. Конечно, каждое выздоровление вот этих алкоголиков и наркоманов — это чудо Божье, потому что мы уже не раз говорили, что когда человек уходит под воду, то от него отказываются и психологи, и психиатры, и вот тут начинается такая явная откровенная Божья помощь, если он к ней обращается, и на этом основано очень много всего по реабилитации. А меня заинтересовала такая очень тяжёлая штука, как предательство, которое случается в жизни, и как раз без помощи Божьей его абсолютно невозможно преодолеть, также, как обиду, также, как очень многие такие состояния. И дело в том, что вот есть такая штука, мне кажется, не без участия вот этих тёмных сил, что, когда люди очень много делают добра, активны в этом добре, призывают Бога в помощь, на почве божественной тоже очень много всего совершают, помогают людям, вытаскивают их из каких-то тяжёлых жизненных ситуаций и так далее — то ополчение против них тоже может возникнуть немалое. И вот с моими знакомыми, которые принадлежат к таким воинам, которые сражаются за многие судьбы, произошло какое-то такое страшное искушение против них некоего окружения. Причём часть окружения они считали своими друзьями, соратниками, единомышленниками, что они очень им преданны и были очень удивлены, когда узнавали одного за другим. Произошла клевета на них, она грозила потерей профессии, какого-то пласта своей деятельности и им было очень больно от всей этой тяжелой ситуации. Они рассказывали, как они из этого выходили, буквально физически, потому что это может разрушить даже на физическом уровне. У них есть традиция гулять перед сном, они не много успевают в жизни, кроме своей деятельности, но стараются очень вдвоём гулять перед сном, потому что, во-первых, это движение, и никто не исключает, что вот эти все тяжёлые состояния нужно побеждать на физическом уровне, прогуливать. И вот они гуляют и молятся вслух. Тёмный город, они идут и буквально кричат там: «Господи, такого-то, такого-то прости и сохрани, помилуй его святыми твоими молитвами, помилуй нас, грешных».
К. Лаврентьева
— Это сильно, это сильно...
К. Мацан
— Какой духовной силой нужно обладать, чтобы это делать нелицемерно.
А. Леонтьева
— Да, они очень старались это делать.
о. Максим
— Или, скорее всего, как им было больно, что они ходили по улице и кричали.
А. Леонтьева
— Вот так молились, пугая редких прохожих. Да, действительно, было больно. И вот я не могу сказать, что сразу всё отпустило, ситуация разрулилась, помощь Божья, конечно, поступит, всё это выйдет на какой-то другой уровень, пока она поступает. Знаете, когда я тоже иногда обижаюсь на кого-нибудь, просто обижаюсь, не какое-то предательство, и как же мне тяжело было бы идти и говорить Ему: «Святыми их молитвами помилуй меня, грешную». А они говорят: «Ну вот больше никак, эта ситуация больше не разрешается никак, невозможно злиться, обижаться», это универсальный способ победы над такими очень тяжёлыми духовными и душевными состояниями. И я с восторгом, и с какой-то благодарностью представляю себе этих двоих супругов, которые ходят в ночи и говорят: «Господи, помилуй такого-то», как раз хватает на прогулку.
К. Лаврентьева
— Аня, спасибо тебе, что ты говоришь об этом, потому что я, например, знаю людей, которые вышли из тяжёлых состояний, как это ни странно, распевая «Христос Воскресе!» на свежем воздухе, и это действительно производит странное впечатление на окружающих. Мы тут с мужем шли из кино по очень такой злачной улице Москвы, там летом всё гудит от тусовок, самая европейская улица города, включаются моторы машин, танцуют девушки полураздетые. И вот мы ночью там проходим, я говорю: «Саша, давай споём „Христос Воскресе!“ Он, конечно, человек у меня скромный, но он спел со мной „Христос Воскресе!“ три раза, я ему ещё говорю: „Христос Воскресе!“ он: „Воистину Воскресе!“ и прохожие тоже спели. Какое-то удивительное действие имеет молитва такая, пусть это не будет специально публичная молитва, но вот просто на воздухе в небо прокричать, это правда в критических случаях очень выручает.
А. Леонтьева
— Это работает, да. Отец Максим, вот вы начали свой рассказ про ковид, который очень много унёс жизней, была страшная напасть, но произошли какие-то необыкновенные вещи — вот те же алкоголики и наркоманы, они объединились со всего мира. У меня просто в тот момент друг под действием этих стрессов ушёл в алкогольное путешествие, как я говорю, и спасался слушанием вот этих спикерских...
М. Плетнев
— Это вы про анонимные группы ?
А. Леонтьева
— Про анонимные группы, да.
М. Плетнев
— Они ушли в интернет-формат, было такое большое движение, мы все ушли в интернет-формат.
А. Леонтьева
— Ну, естественно, да. Это стало очень широким явлением, и, мне кажется, многие люди спасались в этот момент. Нет худа без добра.
М. Плетнев
— Нет худа без добра, однозначно. И если говорить про ковид: на второй год я чуть не умер, а в первый год сбылись мечты моей матушки — жить за городом в уединенном формате, и для нас лично это было прекрасное время, несмотря на страшные события вокруг.
К. Лаврентьева
— Кстати говоря, я знаю несколько пар, в которых дети сумели появиться именно в 20-м году, то есть такие „ковидные дети“. Ну, то есть супруги там сидят постоянно вместе и вот появляются...
о. Максим
— ...дети появляются. Прекрасно.
К. Лаврентьева
— » Светлые истории" на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, их рассказываем мы: протоирей Максим Плетнёв, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в городе Санкт-Петербурге, Анна Леонтьева, Константин Мацан, Кира Лаврентьева. Мы вернёмся к вам после некоторой паузы. Пожалуйста, не переключайтесь.
К. Лаврентьева
— «Светлые истории» на Радио ВЕРА продолжаются. Дорогие наши зрители и слушатели, напоминаем вам, что смотреть «Светлые истории» вы можете на сайте radiovera.ru и в группе Радио ВЕРА во «Вконтакте». Мы сейчас не присутствуем на платформах YouTube и Rutube, и, пожалуйста, переходите в группу Радио ВЕРА во «Вконтакте», там вы можете оставлять свои комментарии, писать свои истории. Мы, конечно, их очень ждём и часто здесь зачитываем, читаем, даже программы посвящаем вашим историям, поэтому, пожалуйста, участвуйте дальше в наших «Светлых историях», вы нам очень нужны, мы делаем это для вас, поэтому, пожалуйста, будьте с нами. А в студии у нас сегодня протоиерей Максим Плетнёв, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в городе Санкт-Петербурге, у микрофонов Константин Мацан, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева. И вот мы плавно, спокойно подобрались к истории Константина, которая всегда вдохновляет наших слушателей и зрителей глубиной осмысления, поэтому, Костя, пожалуйста, твой звёздный час.
К. Мацан
— Спасибо за то, что ты сказала это совсем без иронии.
К. Лаврентьева
— Я тебя очень люблю.
К. Мацан
— И это тоже без иронии. Моя история удачно перекликается и вырастает из истории Ани и она тоже про преодоление последствий предательства. Много лет назад мне, как журналисту, дали задание сделать интервью с одной достаточно известной актрисой, которая начала воцерковляться. Интервью так и не состоялось, потому что в ходе беседы стало понятно, что человек только начал воцерковляться, пока ему ещё нечего сказать, то есть поговорить там пока не о чем. Какой-то опыт есть, но он неосмысленный и очень неохотно человек пытается его вербализировать. Почему я это говорю? Потому что для меня это стало таким любопытным эпизодом в жизни, когда интервью не вышло, а мне в духовном смысле оказалась очень беседа-то полезна. Причём, казалось бы, беседа с абсолютным неофитом, человеком, который вот только-только в Церковь погружается и какие-то вещи воспринимает вот очень в лоб, прямо, точно, и вот так, как они и должны быть, так они и работают. Она мне сказала такую вещь в интервью, это был, пожалуй, самый искренний момент и эмоциональный всплеск у неё: «Люди меняются, ты за них молишься и они реально меняются, это проверено». И вот я настолько это запомнил и настолько это в сердце у себя положил... Знаете, вот когда жизненный опыт приобретаешь, то думаешь — ну, кто там меняется? Мы всю жизнь молимся за людей, за близких, а они всё никак не меняются, такие же, как были, и остаются. И думаю, что это всё, конечно, хорошие, красивые и правильные слова, но вообще-то это не работает, так молитва не работает. И тебя вот в этом мнении, в этом ощущении обличает неофит, который намного меньше тебя пока разобрался в том, что в Церкви работает или не работает, но он такими простыми горящими, очень конкретными словами тебе говорит: «Вот я делал, и он изменился!» И я это настолько запомнил, что с тех пор поверил в то, что действительно люди меняются и это возможно именно по воле Божьей, по прямому вмешательству Божьему, когда человек молится и призывает Бога в помощь себе. А потом мне общие знакомые рассказали предысторию этой женщины: там была супружеская измена и она, уже будучи христианкой, взяла на себя подвиг прощения, решила, что вот «я должна это простить». Там он и она не были настроены на развод, на то, чтобы всё это закончить. Как я понимаю, она это как бы трактовала, видела: ну вот оступился человек, запутался, там дети, вроде семья нормальная, и, видимо, все были настроены через это пройти. И в итоге прошли, и семья осталась, и это тоже такое маленькое чудо. Но про что история? Про то, как она это переживала, что для неё было тяжелее всего. Вот она простила, а муж повинился, но не раскаялся, не упал в ноги, не бросился на шею, не плакал, не умолял о прощении, не говорил: «Я идиот, прости меня, я понял — ты моя единственная». Вот этого не было. А, видимо, именно этого женщина ждала — такого подлинного раскаяния. Было такое, что: «Был неправ, это ошибка, прости, давай ехать дальше, такого больше не повторится». Но вот этого не было, близости какой-то, и для неё это было самое тяжёлое. Вроде всё хорошо, но как будто человек не понял, не изменился, на самом деле не осознал своего падения. А ей было именно это важно как залог того, что действительно этого больше не будет. Мы же тоже, когда нас обижают, ждём: «Я тебя прощаю, а ты должен передо мной в ноги упасть, цени мою святость». И вот там идёт жизнь, прошло где-то полгода, может, когда вдруг это произошло. Причём как-то вот на ровном месте, вот просто вечер — и муж в слезах, и всё то, чего она ждала, случилось. Вот не в моменте, а должно было пройти какое-то время, и, видимо, её терпение тоже сказалось — она ждала этого, а может быть, уже и не ждала, уже смирилась. Она молилась — это самое важное. Она молилась, вот почему человек меняется — потому что она молилась. О чём, не знаю, но вот Господь меняет человека не всегда в тот момент, когда этого ждёшь, но это обязательно происходит, если молишься. Вот такая у меня история.
А. Леонтьева
— Потрясающая. На самом деле это пример какой-то такой горячей веры, да? Вот то, что она неофит — это же самая горячая пора, на самом деле.
К. Лаврентьева
— Ты знаешь, мне кажется, она просто боль свою приносила такую, что невозможно её ни словами описать, ни рассказать.
о. Максим
— Как Раскольников такой.
К. Лаврентьева
— Вот она приносила её, приносила, и Господь просто сердце его растопил, потому что в покаянии надо уметь сердце растопить в самом себе, а это практически невозможно без благодати Божьей. Ну формально — «я покаялся, неправ, сделал это, прости меня, Господи». А вот пока до тебя дойдёт вообще, что ты натворил, вся глубина твоего падения, это ещё не факт, что это будет сразу и вообще случиться. То есть покаяние тоже дар такой, батюшка?
о. Максим
— Вот я уже вспомнил Раскольникова в «Преступлении и наказании», и в последней части очень тезисно Достоевский пишет, что дальше-то происходит, когда Раскольников раскаялся, упал на колени на Сенной площади в Санкт-Петербурге, признался во всём, а изменений не было. И, как пишет Достоевский в романе, что каторжане его обходили стороной, то есть даже каторжане, люди с не совсем светлой натурой, видели в нём какую-то тьму. И только в конце написано, что он раскаялся по-настоящему, покаялся, и тогда к нему люди стали относиться на каторге по-другому, и с ним была рядом любимая женщина. Это очень похожая история, и там тоже человек созрел не сразу, а вот он долго-долго приходил в себя от всего ужаса, тумана, бреда и богоборчества такого внутреннего.
К. Лаврентьева
— Ты же отравлен, получается, своим собственным грехом ещё какое-то время, и он действует на тебя, и меняет сознание. Ты отравлен, отрезан от Бога.
А. Леонтьева
— Ну да, и правильно Кира сказала, что, когда молятся с такой болью, то Господь просто не может не внять молитвам. Это же просто такая рана.
К. Лаврентьева
— Господи, помилуй. Отец Максим, хотела вас спросить про молитву за других. Говорят, что молиться за других — это как кровь проливать. И, действительно, есть вид грехов, в которых находятся люди, за которых нужно молиться только по особому благословению, а может и не надо. Понятно, что ты можешь за мужа помолиться, за детей, за жену, за родственников, за родителей, но бывает так, что мы берёмся молиться по дерзновению своему, как, может быть, и не нужно. Мой вопрос уместен или я тут сижу выдумываю?
о. Максим
— Он уместен, да.
А. Леонтьева
— Простите, пожалуйста, просто дополню вопрос Киры, потому что меня тоже очень волнует эта тема. Например, человек общался с нечистой силой, и мы за таких людей как раз боимся молиться.
К. Лаврентьева
— За них, мне кажется, священники должны молиться.
о. Максим
— Да, у нас есть такой специальный молебен, который в простонародье называется «отчитка», и он, например, не благословляется всем священникам читать, хотя где как. В Псково-Печерском монастыре было два старца: отец Иоанн (Крестьянкин) и отец Адриан (Кирсанов), и вот они совершали эти отчитки. Помню, когда я начал воцерковляться в Псково-Печерском монастыре, приезжаешь из него, входишь в обычный храм — литургия, идёт служба, все тихо, все молятся и ты вдруг осознаёшь, какая разница. Поскольку в Псково-Печерском монастыре было очень много бесноватых, вот эти 90-е годы, они все что-то выли, кричали, смеялись во время службы, лаяли. А на Украине я был в Почаевском монастыре — там отчитка, как панихида, как работа такая. Это другая традиция, там вот она каждый день в час дня. Бывает разное на практике, но в теории не всем благословляется, вернее, мало кому благословляется, но это если тяжёлые случаи, а так молиться за других — это наша обязанность. Я помню, в начале воцерковления было такое поверье, что не надо молиться за другого, ты берешь за него его ношу, он там идёт своим путём, а ты вот пронёс там камень или массу камней, а потом всё это бросишь, потому что ты его оставишь, ему придётся одному, или взял меч, разогнал бесов, а потом они на него напрыгнут. На мой взгляд, это, конечно, досужие домыслы, потому что, по большому счёту, ну, какие мы молитвенники, надо же как-то реально смотреть на себя, нашими молитвами не так много мы кого там распугаем. И в этом смысле, чтобы мы вот так с кровью молились за кого-то... Ну, я не знаю таких молитвенников, может, они есть, они сокрыты, и не знаю, как они молятся за нас, грешных. А в обычном положении современный христианин — ну, вот он молится, ну и хорошо, я не думаю, что у него есть такой момент, что он может перемолиться, войти в какую-то такую духовную историю именно этим путём любви, ведь, по сути, молиться за другого — это путь любви. Другое дело, что человек может уйти в какую-то неправильную православную сторону, псевдоправославную, когда люди уходят в какие-то полусектантские общинки, где культ священника или какая-то кривизна безблагодатная, она может человека сломать. А так, конечно, надо молиться друг за друга, я вот прямо-таки призываю всех, дорогие наши радиослушатели, молитесь и за нас, ведущих грешных, если слышите нашу передачу, и, конечно, друг за друга, за ваших родственников. А кто ещё будет молиться за наших ближних или за тех людей, за которых больше помолиться-то некому, а ведь таких очень много, к сожалению, не все ходят вот так по улицам и молятся за своих врагов в голос, это редкое же явление.
К. Лаврентьева
— Но можно взять на вооружение.
о. Максим
— Да, можно взять на вооружение. К сожалению, чаще люди в нашей современной российской действительности не молятся, мало людей, которые молятся, их просто мало, поэтому, друзья, молимся, не боимся. Аминь.
К. Лаврентьева
— Аминь. «Светлые истории» на Радио ВЕРА продолжаются. В студии Светлого радио протоиерей Максим Плетнёв, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в городе Санкт-Петербург. У микрофонов Анна Леонтьева, Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Мы рассказываем разные истории и смотреть их вы можете на сайте radiovera.ru и в группе Радио ВЕРА во «Вконтакте». Уже несколько раз мы в течение этого часа просили оставлять там свои комментарии, потому что на данный момент программа «Светлые истории» не представлена на платформах YouTube и Rutube, но мы, тем не менее, остаёмся с вами. Мы продолжаем рассказывать свои «Светлые истории», а отец Максим уже не первый раз приезжает к нам из Санкт-Петербурга, проделывает определённый путь, чтобы порадовать вас, чтобы что-то рассказать. И, кстати говоря, истории из реабилитационного центра отца Максима заставляют отдельно задуматься и поверить в чудо, потому что отец Максим не впервые рассказывает разные истории людей, которые проходят реабилитацию в центре «Фавор», и это каждый раз до мурашек. Можно в поисковой строке вбить: «отец Максим Плетнёв на Радио ВЕРА» и там будут программы, в которых участвовал батюшка, и все эти истории он там рассказывает. Это действительно очень интересно, поучительно и думаешь о том, что своими силами мы не можем практически ничего, ну вот правда, без лишнего пафоса — мы не можем ничего. Но со Христом возможно всё. «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», говорит нам апостол, поэтому давайте помнить об этом. Не будем отчаиваться в тяжёлых ситуациях, особенно сейчас, когда время непростое.
о. Максим
— У нас это прямо прописано в документах, дорогие друзья.
К. Мацан
— Не отчаиваться.
М. Плетнев
— Да-да, не отчаиваться. Я имею в виду упование на Бога. И у нас есть документ, одобренный Синодом нашей Церкви по православной реабилитации наркозависимых, и там чуть ли не первый принцип реабилитации как раз-таки о том, что главное действующее лицо в православной реабилитации — это Бог. И это наша принципиальная позиция и мы на этом прямо-таки стоим, стараемся утверждать, доносить до наших реабилитантов, что без Божьей помощи ничего не получится, необходимо ваше внутреннее обращение, что основная проблема, она не в употреблении, а в безбожии. И я не побоюсь сказать, что вообще проблемы всех людей сводятся к безбожию, или к отношениям с Богом. Все проблемы человечества — и больших сообществ, и одного человека — сводятся к одному: как ты относишься к Богу? И это прямая проекция, но только не все люди, к сожалению, это видят, и не все до этого доживают. Друзья, дай Бог нам это увидеть и обновлять это видение, чтобы оно для нас было живым, действующим: что у меня что-то не получается не потому, что у меня характер или вокруг люди плохие, или кто-то ко мне плохо относится, а у меня в жизни проблемы прежде всего потому, что у меня проблемы со Христом. Я отворачиваюсь от Бога, я ухожу в свою такую тьму, в страстное состояние, вместо того, чтобы жить в свете, в благодати, в радости, в таком божественном благословении, и это всё открыто в Церкви.
К. Лаврентьева
— Спасибо огромное, отец Максим. А у меня история не длинная и впервые я обращаюсь к другой программе, которая совсем скоро выйдет. У нас в гостях был настоятель храма преподобного Амвросия Оптинского в поселке Керамика Самарской области Михаил Чередник. Он как раз стоял у истоков зарождения проекта тюремного служения «Апрель» на Радио ВЕРА, он очень интересный и рассказывал нам буквально следующее... Я расскажу, почему именно на это обращаю внимание, и чем меня это потрясло. Он рассказывал о своём пути к священству, когда в 90-е годы он совершенно никак не мог узнать о Церкви, вот совершенно никак. Мы шесть лет вели с Костей программу «Путь к священству», и каждый раз каждый священник, который у нас был, всё равно вспоминал либо какую-то бабушку, которая его воцерковляла, либо маму, либо просто батюшку какого-то из ближайшего прихода, соседа, друга, попутчика в поезде, прохожего.
К. Мацан
— Трудно жить в России и вовсе ничего не знать о Церкви.
К. Лаврентьева
— Какой-то человек всё равно был. Но что я услышала, когда мы разговаривали с отцом Михаилом: что он почувствовал Божий призыв через такую душевную тоску, когда не депрессия, а вот именно когда ты прекращаешь видеть мир так, как ты его видел и когда те смыслы, которые раньше тебя вдохновляли, прекращают вдохновлять. Но у него нет никаких верующих друзей, он совершенно одинок и одинок в том плане, что семья его не поняла. Все увидели, что он начал читать книги, искать в них ответы, дошёл до Евангелия. Естественно, никто не понимает, что с ним происходит, почему он не ходит гулять с друзьями, не тусуется, не ходит на дискотеки, а по вечерам читает книги, то есть пошла в человеке резкая перемена. Что происходит дальше? Движимый вот этим чувством, у него появляется внутри голос Божий: (я просто потрясена этим, поэтому так эмоционально рассказываю) «В храм, тебе нужно в храм, в храм, в храм». И он действительно находит какой-то храм, начинает туда ходить, начинает со временем причащаться, но дальше больше. Ему нужно принять ряд жизненно важных решений и он говорит, что «не было ни одного человека, который бы склонял меня в сторону семинарии или священства, наоборот, все были против, все говорили: «Ты что, с ума сошел? У тебя работа хорошая, иди работай в „Метрострой“ в Самаре, женись, создавай семью, отец поможет». Но он чувствовал невероятную такую жажду, он говорил: «У меня было очень много помыслов, много сомнений: бросать работу, не бросать, куда идти, с кем советоваться, с кого спрашивать? Ведь никого нет, никаких наставников». И вот в какой-то момент происходит следующее — у него просто пропадают все помыслы, и он оказывается в полной тишине. Это очень глубокая мысль. Притом перед программой он мне сказал: «Кира, давайте, пожалуйста, без глубоких размышлений, рассуждений, не надо мне тут. Давайте не будем цитировать святых отцов. Давайте не будем вести какие-то глубокие богословские разговоры. Давайте просто про жизнь». И он начинает мне с первой минуты рассказывать про такую жизнь, что я сидела и боялась просто пошевелиться, потому что я прямо чувствовала, насколько остро он это все проживал. И он говорит: «Уходят все помыслы, как будто Господь их от меня забрал и просто оставил меня в тишине подумать, принять решение и я какими-то нереальными усилиями начинаю узнавать про семинарию, про то, про сё». И он попадает в семинарию, там находит друзей и говорит: «У меня было ощущение, что я дома». Вот этот путь к дому два-три года, вы представляете себе? Это же не неделя. Это тяжелейший кризис, когда человек вообще не знает, куда ему идти. Теоретически можно и в секту угодить, можно и выпивать начать, то есть тебе реально плохо, ты не понимаешь, что это такое, ты не понимаешь, что с этим делать, но ты осознаешь, что это глас Божий. И вот, наверное, впервые я услышала, вот правда впервые, что если возле тебя никого нет, то необязательно что и будет. Что у тебя есть самый главный — это Христос, и что Он твой самый главный друг. И только я это думаю, проходит несколько минут, и батюшка озвучивает эту мысль. Он говорит: «По сути дела, мы никому так не нужны, как Христу, даже нашим близким. Он наш единственный, кому мы очень сильно нужны. И даже, если никто нам не поможет, Он всё равно выведет, если мы будем за Него держаться, цепляться, скрестись, ползти, лежать в Его сторону». Меня это совершенно потрясло.
К. Мацан
— Священник в программе на эту тему сказал буквально то же самое, только я запомнил формулировку. Он так что-то говорил, говорил, потом: «И вообще, в конце концов, мне кажется, что Христос единственный, кому мы по-настоящему интересны». Вот даже не нужны, а интересны. Потому что мы Ему интересны в качестве себя, не в качестве там папы, мамы, отца, брата, мужа, коллеги, не потому, что мы что-то можем дать, даже самое возвышенное, а просто вот потому, что мы есть.
К. Лаврентьева
— Представьте, какая это глубокая мысль.
К. Мацан
— Вот Христу мы интересны просто потому, что мы — творение Божье.
К. Лаврентьева
— Очень глубокая мысль.
А. Леонтьева
— Глубокая и утешительная.
К. Лаврентьева
— И, представьте себе, отец Михаил говорит, что познал вот эту тяжесть одиночества в человеческом смысле, когда его ни один человек не поддерживал, когда он вслепую искал вот этот путь к Богу, путь к священству, к семинарии, когда не было никакой руки человеческой. Но затем, когда он пришёл на служение в тюрьму и прослужил семь с половиной лет, находясь в непосредственном взаимодействии с заключёнными, он видел людей, которые оказались за решёткой, и их бросила семья. Потому что вот там, по ту сторону этого мира тюремного, очень важно, когда тебя кто-то ждёт — жена, дети, мама, сестра, брат, тебя это держит на плаву, а если они от тебя отрекаются, это очень тяжело. И тогда он вот этим своим опытом одиночества, когда у него были отняты друзья, мог кому-то помочь, понимаете, когда у тебя никого, кроме Христа, нет. И иногда кажется, что вокруг нас столько друзей, уж мы-то не одиноки, у нас там семьи, дети, друзья. Но в какой-то момент и нам Господь может дать почувствовать вот это ощущение непонятости, когда Христос — единственный, кто тебя глубоко и правильно понимает. И, наверное, вот это главная мысль, которую я хотела озвучить, и то она не моя, а отца Михаила, я вам транслирую её в «Светлой истории», потому что, мне кажется, что действительно это то, о чём нужно и важно помнить всем.
К. Мацан
— Да, потрясающе.
М. Плетнев
— Есть организация «Атриум», которая занимается теми, кто из протестантизма приходит в православие. И не так давно, в 2017 году, они создали фильм «Реформация 500», и в этом фильме ребята, и не только ребята, но и батюшки, рассказывают о том, как они пришли к православию. Они были протестантами, исповедовали протестантизм и пришли в результате к вере православной. Можно потом в интернете посмотреть по материалам «Атриума» более подробное интервью с героями этого документального фильма. Очень такой хороший динамичный документальный фильм. Там один батюшка рассказывает, что он был протестантом где-то в Карелии, и Господь ему говорит: «Иди в православие, иди в церковь, крестись» и он начинает спорить с Богом. Говорит: «Ну как же так? Я понимаю, ещё к адвентистам седьмого дня, или там к каким-нибудь баптистам, но куда Ты меня посылаешь? Они же там идолопоклонники». Но тем не менее голос ему настойчиво говорил: «Иди, тебе надо быть православным». В результате он пришёл всё-таки в церковь, при первой беседе он там разругался со священником, потом, в результате сам стал священником, и во время снятия фильма занимался миссионерской деятельностью где-то в Индокитае, в той стороне Востока. Такой тоже удивительный момент. Понятно, что во время своих протестантских поисков он открыл сердце Богу, и вот этот голос Божий, который говорит: «Иди в церковь православную, хватит заниматься протестантизмом». Удивительны дела Господни, как Господь нас любит. Другое дело, что есть какие-то простые моменты, которые мы вроде знаем, но постоянно забываем, что Бог всегда с нами. Он ближе к нам, как говорят святые отцы, чем наши одежды, то есть Он вообще от нас не отходит. А почему же мы Его не чувствуем? Потому что мы от Него постоянно отходим. Мы постоянно не то, что отворачиваемся, но в душе мы чем-то другим заняты, чаще всего это не специально, просто осуетились, в земное уходим постоянно. И вот про эту свежесть видения Божественного присутствия в своей жизни и в жизни других людей наша передача как раз сегодня и была, я думаю.
К. Лаврентьева
— Спасибо, отец Максим. Дорогие друзья, это «Светлые истории» на Радио ВЕРА. В этом часе с вами был протоиерей Максим Плетнёв, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в городе Санкт-Петербурге. У микрофонов Константин Мацан, Анна Леонтьева, Кира Лаврентьева, мы прощаемся с вами до следующей недели. Пожалуйста, будьте с нами, оставляйте свои комментарии на сайте radiovera.ru и группе Радио ВЕРА во «Вконтакте». До будущих встреч. Огромное вам спасибо и до свидания.
К. Мацан
— До свидания.
А. Леонтьева
-До свидания.
о. Максим
— Да, и по поводу реабилитации: нас легко найти в интернете. У нас профессиональная, хорошая, духовная, бесплатная реабилитация. Друзья, не идите в коммерческие проекты, идите в проекты Русской Православной Церкви.
К. Лаврентьева
— Спасибо, отче. До свидания.
Все выпуски программы Светлые истории
При поддержке VK
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер