
Анна Тумаркина
— Ты сколько поклонов делаешь в Великий пост? Я — сто!
В бытность неофиткой я часто озвучивала нечто подобное. Очень любила поклоны, посты. С большим воодушевлением приняла всю внешнюю сторону Православия. И гордилась собственным усердием. Новообращенным подобное в принципе свойственно, однако, когда меня, молодую христианку-энтузиастку пытались убедить, что внешнее делание не так важно, как внутреннее, я просто сыпала на собеседников цитаты из Священного Писания и святых Отцов, доказывающих неправоту моих оппонентов.
Больше всего мне нравилось делать земные поклоны. Виделось в этом что-то старинное, исконное, величественное. А еще казалось, что Господь непременно должен оценить мое усердие. Как же, я ведь главу приклоняю и плоть смиряю, а не благочестивым фитнесом занимаюсь, как говорили про меня некоторые знакомые. Но однажды любопытный случай заставил серьезно задуматься, зачем на самом деле я так усердствую с поклонами?
В Московский зоопарк привезли мою любимую африканскую птицу — китоглава. Птица эта невероятно красива и величественна, а еще ей свойственно довольно оригинальное поведение. Я прочла в интернете, что когда китоглав встречается с другой птицей, животным или человеком, он старательно кланяется, качая массивной головой, а потом громко клацает своим большим розовым клювом. Если китоглаву поклониться первым, он ответит, и галантная церемония взаимных поклонов может продолжаться довольно долго. Я не могла не пойти в зоопарк. Очень хотелось встретиться с моим заочным любимцем.
Вот, я уже на территории Московского зоопарка, подхожу к вольеру. На меня смотрит большая серая голова с клювом цвета персика и золотистыми неподвижными глазами. Я делаю поклон и жду ответного жеста. Но китоглав не обращает никакого внимания на мою галантность. Просто стоит за оградой вольера и смотрит. Делаю еще один поклон. Снова никакой ответной реакции. Я даже немного расстроилась.
Шла домой и размышляла: я кланялась, кланялась, чтобы птица ответила... А она не ответила... Стоп. А что, если все мои множественные земные поклоны в храме или дома перед иконами — тоже ни что иное, как попытка вызвать ответную реакцию Бога? Мол, я Тебе поклон, а ты мне — исполнение всех желаний? Эдакий не христианский, а магический жест?
Да, признаюсь, в этом предположении была доля правды. Чуть ли не первый урок, который усваивают многие неофиты, состоит в том, что Бог не должен соответствовать нашим ожиданиям. Да, сказано: «Просите, и дано будет вам». Господь слышит молитвы, и дает человеку то, что будет ему полезно для спасения. Но воля Божья для нас непостижима. Над Богом ничего не довлеет, в особенности какие бы то ни было ритуалы или благочестивые жесты.
Сейчас я, конечно же, держу посты, и делаю поклоны. Только теперь стараюсь правильно расставлять приоритеты. Поклоны выражают мои чувства, разнообразные чувства к Богу: покаяние и смирение, благоговение и трепет, ликование и хвалу, благодарение и радость. Во всяком случае, очень стараюсь, чтобы так было.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема