
Татьяна Любомирская
Я уверена, что каждый из нас когда-то стоял перед выбором, от которого зависела его жизнь. Устроиться ли на эту работу? Связать ли свою жизнь с этим человеком? Переехать ли в другой город? И всякий раз, принимая трудное решение, мы внутренне терзаемся: а что, если я совершаю ошибку? Мы просим Господа указать нам тот самый, верный путь, но иногда не слышим или не понимаем Его ответа. И тогда нам кажется, что этого ответа просто нет.
Именно такой жизненно важный вопрос стоял передо мной при поступлении в университет. Как и большинство абитуриентов, я подавала документы сразу в несколько вузов. Хотела заниматься музыкой и мечтала учиться в консерватории — одном из лучших музыкальных учебных заведений мира. Но незадолго до поступления мне выдалось участвовать в консерваторском конкурсе. Там я с треском провалилась, и члены жюри, которые в дальнейшем должны были сидеть в экзаменационной комиссии, мягко намекнули мне, что я не дотягиваю до уровня их студентки.
Я и сама это чувствовала. Приехав из маленького городка, я очень остро ощутила разницу между собой и другими абитуриентами. Понимая, что поступить в консерваторию мне, скорее всего, не удастся, я стала готовиться к экзаменам в другие вузы. А на консерваторию почти махнула рукой, но в последний момент всё же подала документы. Мечта есть мечта.
Шансов у меня почти не было. Я знала, что не успею за короткий срок овладеть материалом, который был указан в приемных требованиях. Многие из этих тем были мне совершенно не знакомы. На экзамен, от которого я больше всего ожидала грандиозного провала, я шла с философским спокойствием: сделаю, что могу, и будет, что будет!
Экзаменаторы предложили мне вытянуть билет. Из множества вопросов, в которых я чувствовала себя как рыба, выброшенная на берег, я обреченно вытянула... тот единственный, который знала действительно отлично! Вне себя от радости, я ответила на все вопросы членов комиссии и получила хорошие баллы.
Да, но оставалась еще напасть. Несмотря на то, что другие экзамены прошли легко, мне предстояло сыграть программу по фортепиано. Этот экзамен был последним. После провала на конкурсе я была уверена, что вылечу с экзаменов гораздо раньше, и всерьез не готовилась к фортепиано.
Моя программа немного не совпадала с теми требованиями, что были указаны для абитуриентов консерватории. Я с ужасом наблюдала, как других ребят, чьи программы, как и моя, отличались от стандартов, снимали с экзамена, и ругала себя на чем свет стоит: ну как я могла быть такой беспечной? Сейчас, в шаге от поступления, я провалюсь!
Когда пришел мой черед, я предстала перед комиссией и, отчаянно краснея, призналась, что у меня другая программа. Члены комиссии как по команде уставились на председателя, который до этого безжалостно выгонял абитуриентов, нарушивших правила. Строго посмотрев на меня, он надолго задумался. А потом, прокашлявшись, важно сказал:
— Ну, я думаю, один раз мы можем сделать исключение. Сдавайте экзамен с той программой, что у вас есть.
Вот так состоялось мое поступление в консерваторию. Я до сих пор считаю это одним из чудес своей жизни. Первое время мне было очень трудно. Я не справлялась с требованиями, и мне казалось, что поступление сюда − ошибка. Но потом... всё как-то наладилось. Я быстро нагнала, освоилась и, в конце концов, получила диплом с отличием.
Учеба в консерватории стала определяющим витком моей дальнейшей жизни. Иногда я думаю: а как бы сложилась моя судьба, если бы я оказалась в другом вузе? Но, вспоминая вступительные экзамены, понимаю: Господь сделал всё, чтобы я очутилась именно здесь. Мне кажется, то, что происходит по Божьей воле, складывается как бы само. Мы не ищем этого специально, иногда даже убегаем, сопротивляемся, но Господь мягко и бережно приведет туда, где мы должны оказаться. И это знание утешает: значит, никто из нас не пройдет мимо своей дороги.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер