
Татьяна Любомирская
Я уверена, что каждый из нас когда-то стоял перед выбором, от которого зависела его жизнь. Устроиться ли на эту работу? Связать ли свою жизнь с этим человеком? Переехать ли в другой город? И всякий раз, принимая трудное решение, мы внутренне терзаемся: а что, если я совершаю ошибку? Мы просим Господа указать нам тот самый, верный путь, но иногда не слышим или не понимаем Его ответа. И тогда нам кажется, что этого ответа просто нет.
Именно такой жизненно важный вопрос стоял передо мной при поступлении в университет. Как и большинство абитуриентов, я подавала документы сразу в несколько вузов. Хотела заниматься музыкой и мечтала учиться в консерватории — одном из лучших музыкальных учебных заведений мира. Но незадолго до поступления мне выдалось участвовать в консерваторском конкурсе. Там я с треском провалилась, и члены жюри, которые в дальнейшем должны были сидеть в экзаменационной комиссии, мягко намекнули мне, что я не дотягиваю до уровня их студентки.
Я и сама это чувствовала. Приехав из маленького городка, я очень остро ощутила разницу между собой и другими абитуриентами. Понимая, что поступить в консерваторию мне, скорее всего, не удастся, я стала готовиться к экзаменам в другие вузы. А на консерваторию почти махнула рукой, но в последний момент всё же подала документы. Мечта есть мечта.
Шансов у меня почти не было. Я знала, что не успею за короткий срок овладеть материалом, который был указан в приемных требованиях. Многие из этих тем были мне совершенно не знакомы. На экзамен, от которого я больше всего ожидала грандиозного провала, я шла с философским спокойствием: сделаю, что могу, и будет, что будет!
Экзаменаторы предложили мне вытянуть билет. Из множества вопросов, в которых я чувствовала себя как рыба, выброшенная на берег, я обреченно вытянула... тот единственный, который знала действительно отлично! Вне себя от радости, я ответила на все вопросы членов комиссии и получила хорошие баллы.
Да, но оставалась еще напасть. Несмотря на то, что другие экзамены прошли легко, мне предстояло сыграть программу по фортепиано. Этот экзамен был последним. После провала на конкурсе я была уверена, что вылечу с экзаменов гораздо раньше, и всерьез не готовилась к фортепиано.
Моя программа немного не совпадала с теми требованиями, что были указаны для абитуриентов консерватории. Я с ужасом наблюдала, как других ребят, чьи программы, как и моя, отличались от стандартов, снимали с экзамена, и ругала себя на чем свет стоит: ну как я могла быть такой беспечной? Сейчас, в шаге от поступления, я провалюсь!
Когда пришел мой черед, я предстала перед комиссией и, отчаянно краснея, призналась, что у меня другая программа. Члены комиссии как по команде уставились на председателя, который до этого безжалостно выгонял абитуриентов, нарушивших правила. Строго посмотрев на меня, он надолго задумался. А потом, прокашлявшись, важно сказал:
— Ну, я думаю, один раз мы можем сделать исключение. Сдавайте экзамен с той программой, что у вас есть.
Вот так состоялось мое поступление в консерваторию. Я до сих пор считаю это одним из чудес своей жизни. Первое время мне было очень трудно. Я не справлялась с требованиями, и мне казалось, что поступление сюда − ошибка. Но потом... всё как-то наладилось. Я быстро нагнала, освоилась и, в конце концов, получила диплом с отличием.
Учеба в консерватории стала определяющим витком моей дальнейшей жизни. Иногда я думаю: а как бы сложилась моя судьба, если бы я оказалась в другом вузе? Но, вспоминая вступительные экзамены, понимаю: Господь сделал всё, чтобы я очутилась именно здесь. Мне кажется, то, что происходит по Божьей воле, складывается как бы само. Мы не ищем этого специально, иногда даже убегаем, сопротивляемся, но Господь мягко и бережно приведет туда, где мы должны оказаться. И это знание утешает: значит, никто из нас не пройдет мимо своей дороги.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 144. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую псалмы так или иначе затрагивают тему страдания и поиска справедливости. Но есть и псалмы совсем иного рода — благодарственные и хвалебные. В этих псалмах нет ничего, кроме славословия Бога и воспевания Его величия. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит один из таких псалмов — 144-й. Это довольно пространный псалом, давайте послушаем его вторую часть.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все роды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Как мы только что услышали, наряду со славословием Бога 144-й псалом содержит в себе и некоторые важные истины о Боге и о Его отношении к человеку.
Бесспорно, что Бог — наш Творец и Промыслитель, Он слышит наши молитвы, Он ведёт нас ко спасению, Он наставляет нас и поддерживает. Более того, Он даёт нам и саму жизнь. Однако есть одна сложность, которую, как показывает практика, не в состоянии осознать некоторые наши современники. Они не могут понять вот что: если Бог слышит любую молитву, то зачем нужны посредники в виде священнослужителей и вообще всей довольно громоздкой и запутанной церковной структуры? Те, кто задаётся этим вопросом, в качестве аргумента могут привести главного автора Псалтыри царя и пророка Давида: Давид не был священником, он взывал к Богу напрямую и был услышан. Впрочем, не только Давид поступал таким образом, подобных примеров в истории неисчислимое множество. Так зачем же нужны посредники?
Ответ 144-го псалма звучит так: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс. 144:17–18). Здесь обращает на себя внимание довольно загадочное выражение про призывающих Бога «в истине», и это выражение нуждается в пояснении. Речь здесь идёт не только о догматически верном представлении о Боге, но и о том, чтобы в молитве искать, в первую очередь, самого Бога. Именно об этом, комментируя 144-й псалом, написал блаженный Августин, его слова звучат так: «Многие призывают Его, но не в истине. Они ищут чего-то другого от Него, но не ищут Его Самого».
Да, до такой высоты способны дойти не все, и очень непросто встретить человека, который стремился бы лишь к Богу, а не к тому, что Бог может дать. Однако именно к такому человеку близок Бог, именно такого человека Он слышит, и такой человек может стать посредником для тех, кто не взошёл на нужную высоту. Церковь предполагает и надеется, что священники будут именно такими людьми, и дай Бог, чтобы это ожидание Церкви оправдалось!
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 144. На струнах Псалтири
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь (мой), и благословлять имя Твое во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.
4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои.
11 Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды. (Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.)
14 Господь поддерживает всех падающих, и восставляет всех низверженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время.
16 Открываешь руку Твою, и насыщаешь все живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
23 мая. О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом

В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее».
О понимании слов, сказанных Христом о Себе Самом, — священник Павел Гумеров.
Слова, которые говорит Господь: «Нет больше любви той, кто душу свою положит за друзей своих», — эти слова обычно относят к воинам, которые защищают Отечество и людей.
Но дело в том, что эти слова сказаны Христом о Себе Самом, что это Он полагает душу Свою за друзей Своих. И Отец Небесный, по слову Иоанна Златоуста, любит Своего сына, потому что Он отдаёт жизнь Свою добровольно, неподневольно, как говорит Иоанн Златоуст, чтобы опять принять её.
Здесь как раз сказано о воскресении, о том, что Господь не только отдаёт жизнь, но и волен воскреснуть, то есть принять Свою жизнь обратно.
Все выпуски программы Актуальная тема