Церковь стремится подготовить верующих к Великому посту, облегчить перемену жизни, которая всегда происходит в это время. Этому посвящены четыре воскресных дня, или по-славянски "недели", перед постом.
Первая - Неделя о мытаре и фарисее, вторая - Неделя о блудном сыне.
В третье воскресенье перед Великим постом Церковь напоминает о Страшном суде. Мы верим, что все люди, когда либо жившие на Земле, воскреснут и предстанут перед судом Сына Божия. Церковь проповедует, что Бог христиан - это Бог любви. Верующие уповают на милосердие Господа, на заступничество Пресвятой Богородицы. Но однажды Спаситель мира станет грозным Судьёй и будет судить людей за мысли и за дела. В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит Своим ученикам о том, что оправдает и спасёт людей на Страшном Суде: "алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне".
Очень часто мы делаем что-то с оглядкой на других людей, на их суд. Церковь ободряет - не стоит бояться показаться странным, несовременным, немодным, если ты живёшь по правде Божией. В то же время, не стоит спешить судить других людей. Не надо превозноситься и презирать, нужно помогать и прощать.
В четвёртое воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая.
Эта трагедия изменила всю землю. Мы часто ощущаем дисгармонию окружающего мира, непонятную тоску по утраченному. Мы мечтаем о некоем большом и светлом счастье, узнаём его приметы и следы - в красивой мелодии, в лучах предзакатного солнца, в тёплом морском ветре. Мы стремимся к нему, но никак не можем достичь этого счастья, полностью погрузиться в него.
Это связано с тем, что когда-то человек знал и чувствовал всю полноту жизни рядом со своим Небесным Отцом. Но вслед за Адамом все мы стали изгнанниками. Только благодаря пришествию Спасителя возможность Рая вновь открыта для человека.
В последний день перед Великим постом Церковь словно вместе с Адамом оказывается за воротами Рая, в реальности Ветхого Завета. И ждёт и готовится к заключению Нового Завета - к Крестной жертве Спасителя. К Светлому Христову Воскресению.
Настаёт Великий пост, и от призыва к покаянию Церковь переходит к самим покаянным трудам. Чтобы с чистым сердцем начать этот путь, верующие просят прощения друг у друга и своих близких. Поэтому последний день перед Великим постом получил название "Прощёное воскресенье". Православные надеются, что как они прощают ближним все обиды, так и Господь простит им все прегрешения.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»