
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Церковь стремится подготовить верующих к Великому посту, облегчить перемену жизни, которая всегда происходит в это время. Этому посвящены четыре воскресных дня, или по-славянски «недели», перед постом.
Первая — Неделя о мытаре и фарисее, вторая — Неделя о блудном сыне.
В третье воскресенье перед Великим постом Церковь напоминает о Страшном суде. Мы верим, что все люди, когда либо жившие на Земле, воскреснут и предстанут перед судом Сына Божия. Церковь проповедует, что Бог христиан — это Бог любви. Верующие уповают на милосердие Господа, на заступничество Пресвятой Богородицы. Но однажды Спаситель мира станет грозным Судьёй и будет судить людей за мысли и за дела. В Евангелии от Матфея Иисус Христос говорит Своим ученикам о том, что оправдает и спасёт людей на Страшном Суде: «алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Очень часто мы делаем что-то с оглядкой на других людей, на их суд. Церковь ободряет — не стоит бояться показаться странным, несовременным, немодным, если ты живёшь по правде Божией. В то же время, не стоит спешить судить других людей. Не надо превозноситься и презирать, нужно помогать и прощать.
В четвёртое воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание Адама из Рая.
Эта трагедия изменила всю землю. Мы часто ощущаем дисгармонию окружающего мира, непонятную тоску по утраченному. Мы мечтаем о некоем большом и светлом счастье, узнаём его приметы и следы — в красивой мелодии, в лучах предзакатного солнца, в тёплом морском ветре. Мы стремимся к нему, но никак не можем достичь этого счастья, полностью погрузиться в него.
Это связано с тем, что когда-то человек знал и чувствовал всю полноту жизни рядом со своим Небесным Отцом. Но вслед за Адамом все мы стали изгнанниками. Только благодаря пришествию Спасителя возможность Рая вновь открыта для человека.
В последний день перед Великим постом Церковь словно вместе с Адамом оказывается за воротами Рая, в реальности Ветхого Завета. И ждёт и готовится к заключению Нового Завета — к Крестной жертве Спасителя. К Светлому Христову Воскресению.
Настаёт Великий пост, и от призыва к покаянию Церковь переходит к самим покаянным трудам. Чтобы с чистым сердцем начать этот путь, верующие просят прощения друг у друга и своих близких. Поэтому последний день перед Великим постом получил название «Прощёное воскресенье». Православные надеются, что как они прощают ближним все обиды, так и Господь простит им все прегрешения.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











