
«Ура! Мне не хватило Ярославля! И мы остаемся еще на один день!» — поделилась я в социальных сетях. Подписчики, которые следили за нашим паломничеством, искренне за нас с мужем порадовались. А вот у меня самой на душе скребли кошки...
В тот вечер я чувствовала себя старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Неблагодарной и жадной. Той, которой всё мало. Не умеющей быть довольной тем, что уже получила. Не знаю, существует ли в психологии или в богословии понятие «духовная ненасытность», но моё состояние в тот момент оно описывает точно. Попытаюсь объяснить, что я имею в виду.
Милостью Божией, в нашей небольшой поездке получилось всё, что мы запланировали. Во всех смыслах — путешествовали без дорожных приключений, жили в комфортных условиях. Даже погода, на которую мы не очень надеялись, не подвела. В то время как столицу одолевали ливни, нас лишь иногда приятно охлаждал легкий летний дождик. А самое главное — мы побывали во всех местах, о которых мечтали. Многое увидели, получили массу впечатлений, помолились за себя и своих близких.
Что следовало бы сделать благоразумной православной христианке? Конечно, поблагодарить Господа и довольной отправиться восвояси. Тем более, что обратные билеты в Москву были куплены заблаговременно и с учетом пожеланий супруга. Кстати, о его желаниях. Муж как раз-таки планы менять не собирался и мои очередные идеи не одобрил. Но, как пушкинский старик, не смог противостоять неугомонной супруге и её своеобразному «Хочу быть владычицей морскою!» В моем случае эта фраза звучала так: «Хочу еще и в митрополичьи палаты!» Дело в том, что знающие люди прямо накануне предполагаемого отъезда рассказали нам, что в этих самых палатах можно увидеть выставку старинных икон.
Да, во мне проснулась ненасытность. То есть неукротимое желание получить сверх того, что уже имеешь. Оказалось, она возможна не только в материальном смысле, но и духовном. И проистекает из тех же самых человеческих страстей — жадности, зависти, гордости. Причем, вижу цель — не вижу препятствий. Я поняла, что со мной происходит что-то неправильное, позже, когда уже, несмотря на отсутствие поддержки мужа, продлила-таки бронь на проживание и поменяла железнодорожные билеты. В какой-то момент терпение супруга лопнуло, и он высказал всё, что думал о моем неумении остановиться, просто порадоваться тому, что подарил Господь. И не пытаться объять необъятное!
В общем, как у Пушкина: «почернело синее море...»
Я сидела, пролистывала в телефоне фотографии, сделанные за несколько чудесных дней поездки, и думала о том, как часто за моими, казалось бы, благими стремлениями скрывалось желание быть если не лучше, то хотя бы не хуже других. Например, этот, конкретный, случай с митрополичьими палатами. Как так — кто-то был в них и любовался шедеврами, а мы нет? И я хочу, хочу, хочу...
Кстати, существовала большая вероятность заслуженно оказаться «у разбитого корыта». По пессимистическим прогнозам синоптиков с самого утра добавленного нами дня предполагался сильный дождь. Да, желанная выставка проходила не под открытым небом, но до нее надо было еще добраться.
С утра светило солнышко, и мы, прихватив зонты, буквально помчались в митрополичьи палаты. Попали в замечательный музей и получили настоящую духовную радость от увиденных там икон. Потом гуляли по уже полюбившимся местам, заходили в многочисленные ярославские храмы. Благодарили Бога за Его милостив и долготерпение. За то, что у нашей почти пушкинской сказки оказался чудесный конец.
Зонтики мы открыли только вечером, с первыми каплями затяжного ливня. Под его шум и стук колес в поезде снова размышляла о своих страстях и немощах. А вернувшись в Москву, пошла на исповедь. С ненасытностью справиться можно, но только с помощью Божией.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица