
«Ура! Мне не хватило Ярославля! И мы остаемся еще на один день!» — поделилась я в социальных сетях. Подписчики, которые следили за нашим паломничеством, искренне за нас с мужем порадовались. А вот у меня самой на душе скребли кошки...
В тот вечер я чувствовала себя старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Неблагодарной и жадной. Той, которой всё мало. Не умеющей быть довольной тем, что уже получила. Не знаю, существует ли в психологии или в богословии понятие «духовная ненасытность», но моё состояние в тот момент оно описывает точно. Попытаюсь объяснить, что я имею в виду.
Милостью Божией, в нашей небольшой поездке получилось всё, что мы запланировали. Во всех смыслах — путешествовали без дорожных приключений, жили в комфортных условиях. Даже погода, на которую мы не очень надеялись, не подвела. В то время как столицу одолевали ливни, нас лишь иногда приятно охлаждал легкий летний дождик. А самое главное — мы побывали во всех местах, о которых мечтали. Многое увидели, получили массу впечатлений, помолились за себя и своих близких.
Что следовало бы сделать благоразумной православной христианке? Конечно, поблагодарить Господа и довольной отправиться восвояси. Тем более, что обратные билеты в Москву были куплены заблаговременно и с учетом пожеланий супруга. Кстати, о его желаниях. Муж как раз-таки планы менять не собирался и мои очередные идеи не одобрил. Но, как пушкинский старик, не смог противостоять неугомонной супруге и её своеобразному «Хочу быть владычицей морскою!» В моем случае эта фраза звучала так: «Хочу еще и в митрополичьи палаты!» Дело в том, что знающие люди прямо накануне предполагаемого отъезда рассказали нам, что в этих самых палатах можно увидеть выставку старинных икон.
Да, во мне проснулась ненасытность. То есть неукротимое желание получить сверх того, что уже имеешь. Оказалось, она возможна не только в материальном смысле, но и духовном. И проистекает из тех же самых человеческих страстей — жадности, зависти, гордости. Причем, вижу цель — не вижу препятствий. Я поняла, что со мной происходит что-то неправильное, позже, когда уже, несмотря на отсутствие поддержки мужа, продлила-таки бронь на проживание и поменяла железнодорожные билеты. В какой-то момент терпение супруга лопнуло, и он высказал всё, что думал о моем неумении остановиться, просто порадоваться тому, что подарил Господь. И не пытаться объять необъятное!
В общем, как у Пушкина: «почернело синее море...»
Я сидела, пролистывала в телефоне фотографии, сделанные за несколько чудесных дней поездки, и думала о том, как часто за моими, казалось бы, благими стремлениями скрывалось желание быть если не лучше, то хотя бы не хуже других. Например, этот, конкретный, случай с митрополичьими палатами. Как так — кто-то был в них и любовался шедеврами, а мы нет? И я хочу, хочу, хочу...
Кстати, существовала большая вероятность заслуженно оказаться «у разбитого корыта». По пессимистическим прогнозам синоптиков с самого утра добавленного нами дня предполагался сильный дождь. Да, желанная выставка проходила не под открытым небом, но до нее надо было еще добраться.
С утра светило солнышко, и мы, прихватив зонты, буквально помчались в митрополичьи палаты. Попали в замечательный музей и получили настоящую духовную радость от увиденных там икон. Потом гуляли по уже полюбившимся местам, заходили в многочисленные ярославские храмы. Благодарили Бога за Его милостив и долготерпение. За то, что у нашей почти пушкинской сказки оказался чудесный конец.
Зонтики мы открыли только вечером, с первыми каплями затяжного ливня. Под его шум и стук колес в поезде снова размышляла о своих страстях и немощах. А вернувшись в Москву, пошла на исповедь. С ненасытностью справиться можно, но только с помощью Божией.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.