
Фото: sfmmy/Unsplash
Остров Тинос — одно из самых популярных мест паломничества в Греции. В 1823 году здесь была обретена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Благовещение», прозванная также местными жителями Мегалохари — Великое Радование. Тиносская икона Богоматери явилась грекам во времена трудной борьбы за освобождение от турецкого владычества.
В 1822 году к монахине по имени Пелагия, жившей в местном женском монастыре, во сне обратилась Богородица и попросила обрести Её образ, погребённый в земле. Пелагия рассказала о видении епископу — с его благословения начались раскопки, которые сначала не увенчались успехом. Монахиня подвергалась насмешкам, но нашлись люди, поверившие ей. Они продолжили поиски. В результате нашлись развалины древнего храма и чудотворный источник. А 30 января 1823 года была обретена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ пролежал в земле около восьмисот лет, но краски на нём совсем не потускнели. От иконы сразу же начали происходить чудеса исцеления, поэтому она получила именование Мегалохари — Великое Радование.
На Тиносе образовалось Всегреческое благотворительное общество Благовещения. Его члены собрали средства и на месте обретения иконы построили величественный храм в честь события Благовещения. Храм двухэтажный. Стоит он на холме. На первом этаже бьёт упомянутый источник. Икона же находится на втором этаже.
Удивительная картина открывается человеку, впервые попавшему на остров Тинос. От пристани по склону холма, на котором стоит храм, вверх тянется застеленная ковром узкая дорожка, отделённая от проезжей части дорожными столбиками. По этой дорожке движется вереница коленопреклоненных людей. С небольшими остановками для отдыха, совершают своё восхождение к храму Благовещения сотни паломников. Это люди, давшие обет Пресвятой Богородице именно так прийти к Ней и поклониться Её чудотворному образу.
Когда возник обычай коленопреклоненного восхождения к Тиносской иконе — неизвестно. В наши дни помолиться Матери Божией приезжают люди разных национальностей. Ежегодно сюда прибывает более миллиона паломников. Все они верят в благодатную помощь Богоматери. Ведь за минувшие годы на Тиносе по молитвам перед образом Великое Радование произошли тысячи чудес.
Наибольшее число паломников прибывает на остров Тинос на праздники Благовещения и Успения. Они на острове отмечаются с особой торжественностью. Перед чудотворным образом служатся молебны. Также совершаются многолюдные крестные ходы с иконой во главе. Завершают праздничные мероприятия выступления музыкальных коллективов, а ещё и фейерверки, которые украшают ночное небо над Тиносом в эти светлые дни.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема