Помнится, не так уж и давно, с лент интернет ресурсов и телеэкранов не сходило требование неких граждан убрать из Третьяковской галереи картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Подписавшиеся под требованием граждане, направили его в Министерство культуры и руководству Третьяковской галереи, заявляя, что данная картина искажает историю, оскорбляет правителя и является непатриотичной. Далее все участники протеста щедро раздавали интервью, называя себя православными активистами. В итоге, некоторые средства массовой информации стали преподносить частное мнение небольшой группы граждан, как волеизъявление чуть ли не всех православных христиан или даже официальную позицию Церкви. Помнится, в эфире телеканала «Дождь» эта новость вышла под заголовком: «Православные патриоты посягнули на живопись». Таким образом, заявление, подписанное директором молочного комбината, одним адвокатом и несколькими светскими деятелями, - то есть, вполне себе частными лицами, - стало новостным поводом, в котором имя Церкви прозвучало с унизительными эпитетами.
Нет, я ничего не имею против мнения людей, считающих, что Илья Репин изобразил спорный исторический факт. Все это область дискуссий. Поражает тут другое. Откуда у микроскопической группы лиц столько самоуверенности, что они требуют от властей принять их гипотезу как всеобщий закон?
Ну вот представьте себе человека, которого раздражает, предположим, скрипач за стенкой. И вот он находит себе двух-трех единомышленников и пишет письмо в Министерство культуры с требованием запретить на территории России все музыкальные школы и консерватории по классу скрипки. Все подписавшие письмо исправно платят налоги в бюджет страны и поэтому подписываются: налогоплательщики Российской Федерации. Как вы думаете, на следующий день выйдут передовицы и выпуски новостей с заглавием «налогоплательщики России требуют запретить уроки скрипки»? Нет, конечно. Так почему же в случае с группой товарищей, которые называют себя православными активистами, выходит ровно наоборот? Почему СМИ внезапно теряют способность дефиниций и выстраивают следующую логическую ошибку: запрета требует группа, называющая себя православными; православие - религия большинства; запрета требует большинство православного населения страны. И уже все новости пестрят заголовками, в которых частное мнение нескольких человек преподносит всю Церковь как сообщество безнадежных маргиналов.
Выходки подобных православных активистов – просто именины сердца для врагов Церкви. Пожалуй, даже явные недруги не наносят ей столько вреда, сколько подобные ревнители. Хотя конечно, в Церкви есть разные мнения и разные люди, но мне видится весьма неадекватным, когда имя моей веры прилагают к каким-то частным увлечениям, гипотезам или даже фантазиям. Поэтому наперекор всем правилам русского языка о частях речи, смею заявить, что слово «православный» - не прилагательное, слово православный - существительное. И дай Бог нам не забывать эти правила веры и жизни.
«Почему Бог не отвечает?»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма всех святых в земле Российской просиявших протоиерей Григорий Крыжановский, заместитель руководителя пациентской организации «Содействие больным саркомой» Александр Бочаров и педагог, блогер Яни Ролански размышляли о том, почему иногда кажется, что Бог не отвечает на молитвы и почему не всегда дает просимое. Многие слышали о чудесах, которые происходят по молитвам, как Бог помогает и в большом, и в малом, но при этом приходится сталкиваться и с тем, что Господь не дает просимое: больной не выздоравливает, проблема не решается, — ответ, как будто не приходит. Почему так бывает, как принять такую волю Божию? Об этом, в частности, и шла дискуссия в этой программе.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
14 декабря. О жизни по заповедям Божьим

В 6-й главе Евангелия от Луки есть слова: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Об исполнении заповедей Божьих — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый христианин должен исповедовать Христа, исполняя Его заповеди. Таким образом, мы проявляем любовь к Богу и любовь к ближнему. Бог направляет нас в правильное русло нашей любви.
К сожалению, поэтому происходит постоянная борьба — или с нашим человекоугодием, или с нашим самолюбием. Отсюда и бывает очень трудно иногда исполнить заповедь Божию. Но если мы откажемся от своего самолюбия, если мы не будем человекоугодничать (соответственно, опять же, тоже иногда это мы делаем ради своего же самолюбия, лицемерия или лукавства), если мы откажемся от этого гнилого состояния и пойдем по заповеди Божьей, то тогда мы сможем исполнить завет Божий о любви и к Богу, и к ближнему.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О том, что нам недостает

В 18-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, сказанные богатому юноше: «Одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».
О стремлении к совершенству — игумен Назарий Рыпин.
Господь говорит юноше (через него всем нам, безусловно), о том, что недостаточно внешнего исполнения заповедей Христовых, но нужно стремиться к внутреннему совершенству. Не случайно в другом месте другого евангелиста, там приводятся ещё другие слова: «Если хочешь быть совершенным, — говорит Христос, — то продай, что имеешь, раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». То есть речь о совершенстве.
Безусловно, это путь не многих, не всякий способен к такой высоте, но мы должны знать о том, что такая высота есть, стремиться к ней и, по крайней мере, не имея возможности её достигать, смиряться в том, что для нас это недостижимо. Зачастую для мирянина, особенно, достаточно, по мысли Игнатия Брянчанинова святителя и святителя Феофана Затворника, ограничиться исполнением заповедей Божиих и самоукорением. Уже лишь монахи имеют возможность к более внимательной жизни, к чистоте сердца через хранение ума и сердца от греховных помыслов.
Но, так или иначе, Христос обращается ко всем нам, чтобы мы, когда можем, не оправдывались тем, что «я — человек мирской, и мне простительно то и это», потому что Он сказал: «Будьте совершенны, якоже Аз совершен есьм». Поэтому это — заповедь, обращённая ко всем, и по возможности нам, конечно же, нужно стараться к этому стремиться и это исполнять в меру своих человеческих сил и с помощью Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема











