
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
У Православной церкви и западных христианских сообществ (Римско-Католической и протестантских церквей) имеется множество различий. Самые важные из них относятся к области вероучения. Однако о них мы сейчас не будем рассуждать, а поговорим о внешней, культурной разнице, которая имеется между православными и западными христианами.
Эта разница, в частности, касается внешнего вида православных и западных священников. Непременным атрибутом православного священника является его борода. На западе же священники обычно бороду бреют. И даже высшие служители Католической Церкви, в том числе и Папа Римский, упорно бреются, несмотря на преклонный возраст.
В чем же причина того, что в Православии священники носят бороды, а на западе — нет. Причину этому нужно искать в древности, когда христианство было едино.
В четвертом веке повелением императора Константина Великого христианство стало официальной религией Римской Церкви. Первоначально развитие Христианской Церкви на всей территории империи происходило почти одинаковым образом. Но со временем запад и восток империи стали отдаляться друг от друга, в том числе стали отдаляться друг от друга и христиане востока и запада.
Ситуация усугубилась, когда в восьмом веке Рим стал устанавливать политические контакты с варварскими королевствами и начал с ними активно взаимодействовать. Вот тогда и стала заметной разница во внешнем облике восточных и западных священников.
На востоке империи светская мода продолжала следовать древним обычаям. То есть мужчины пытались подражать облику античных императоров, а значит, брили бороды. Церковь настаивала на том, чтобы ее священнослужители не следовали светской моде, а подражали облику Христа, Который во время Своей земной жизни носил бороду. Этот обычай продолжает существовать. И, например, ваш покорный слуга также носит бороду.
На западе империи ситуация складывалась иным образом. В результате того, что эта территория была захвачена варварами, атрибутом мужской моды стало ношение бороды. Это отразилось даже в некоторых европейских языках. Например, во французском языке, слово «бородатый» звучит как «барбу», то есть «варвар». Клирики Римской Церкви, чтобы подчеркнуть, что они пренебрегают увлечениями мира сего, стали демонстративно бороды брить. И этой традиции следуют до сих пор, несмотря на то, что брадобритие теперь окончательно укоренилось в западной цивилизации.
Все выпуски программы Вселенная православия
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема