
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
У Православной церкви и западных христианских сообществ (Римско-Католической и протестантских церквей) имеется множество различий. Самые важные из них относятся к области вероучения. Однако о них мы сейчас не будем рассуждать, а поговорим о внешней, культурной разнице, которая имеется между православными и западными христианами.
Эта разница, в частности, касается внешнего вида православных и западных священников. Непременным атрибутом православного священника является его борода. На западе же священники обычно бороду бреют. И даже высшие служители Католической Церкви, в том числе и Папа Римский, упорно бреются, несмотря на преклонный возраст.
В чем же причина того, что в Православии священники носят бороды, а на западе — нет. Причину этому нужно искать в древности, когда христианство было едино.
В четвертом веке повелением императора Константина Великого христианство стало официальной религией Римской Церкви. Первоначально развитие Христианской Церкви на всей территории империи происходило почти одинаковым образом. Но со временем запад и восток империи стали отдаляться друг от друга, в том числе стали отдаляться друг от друга и христиане востока и запада.
Ситуация усугубилась, когда в восьмом веке Рим стал устанавливать политические контакты с варварскими королевствами и начал с ними активно взаимодействовать. Вот тогда и стала заметной разница во внешнем облике восточных и западных священников.
На востоке империи светская мода продолжала следовать древним обычаям. То есть мужчины пытались подражать облику античных императоров, а значит, брили бороды. Церковь настаивала на том, чтобы ее священнослужители не следовали светской моде, а подражали облику Христа, Который во время Своей земной жизни носил бороду. Этот обычай продолжает существовать. И, например, ваш покорный слуга также носит бороду.
На западе империи ситуация складывалась иным образом. В результате того, что эта территория была захвачена варварами, атрибутом мужской моды стало ношение бороды. Это отразилось даже в некоторых европейских языках. Например, во французском языке, слово «бородатый» звучит как «барбу», то есть «варвар». Клирики Римской Церкви, чтобы подчеркнуть, что они пренебрегают увлечениями мира сего, стали демонстративно бороды брить. И этой традиции следуют до сих пор, несмотря на то, что брадобритие теперь окончательно укоренилось в западной цивилизации.
Все выпуски программы Вселенная православия
Деяния святых апостолов

Деян., 12 зач., IV, 23-31.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человеку свойственно бояться. Страх помогает нам избегать опасностей окружающей нас реальности, оберегать жизнь от различных угроз. Однако в ряде случаев человек не просто способен преодолеть преграду страха, но должен сделать это. Именно перед таким вызовом оказались однажды ученики Христа, о чём нам сообщает отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
Апостолы Пётр и Иоанн после внушения, сделанного им фарисеями и иудейскими священниками, предстали перед собранием христиан. Апостолы поведали, что им попытались запретить проповедовать. Фарисеи и книжники угрожали святым расправой, если те продолжат рассказывать людям о Евангелии и совершать чудеса. Таким образом, Пётр, Иоанн, а вместе с ними и вся древняя Церковь оказались перед выбором — поддаться страху и замолчать навеки или остаться верными Христу и выполнять Его поручение. Поручение — проповедовать всем людям евангельское учение Господа Иисуса.
Древние христиане, помолившись Богу, приняли решение не сдаваться. И Господь в ответ на их мужество даровал им благодать Святого Духа. Этот дар они ощутили не только сердцем. Как говорится в книге Деяний, место, где были собраны христиане, поколебалось от прикосновения благодати Божией. И после этого ученики Спасителя проповедовали слово Божие с ещё большим дерзновением, переступая через страх и опасение за свою грядущую участь. Конечно, храбрость присуща не только христианам.
История сохранила множество упоминаний о том, как люди рисковали жизнью и даже жертвовали собой ради спасения других. Этим и отличается человек от животного, которое при выборе между собой и другим чаще всего изберёт себя. Библия говорит, что главным средством преодоления страха является любовь. Апостол Иоанн Богослов утверждает, что человеческая жизнь протекает между двумя противоположными полюсами — страхом и любовью. И от человека зависит, что займёт в его реальности главенствующую позицию. Если встать на сторону страха, то он, скорее всего, убьёт любовь. Совсем как в случае с упомянутым в прозвучавшем чтении Понтием Пилатом.
Испугавшись за свою жизнь и общественное положение, он отвернулся от любящей и умоляющей жены. Та просила Пилата не отправлять Христа на смертную казнь. Но испугавшийся префект отвернулся от любви и встал на сторону страха. В лице апостолов Петра и Иоанна мы видим пример иного. Они так любили своего Божественного Учителя, что не испугались иудеев и продолжили дерзновенно проповедовать Христово учение. Совершенная любовь в лице апостолов и затем всей древней Церкви победила страх.
Что же делать нам, если страх всё же поселился в сердце? И сил следовать за Богом просто нет? Конечно, просить Господа о помощи. Однажды Он уже спас утопавшего Петра, испугавшегося идти по водам. Апостол увидел Спасителя, идущего по бушующему Галилейскому озеру, и попросил Иисуса дать возможность тоже пойти по водам. Однако выйдя из лодки и ступив на воду, Пётр испугался и начал тонуть. Христос тут же пришёл к ученику на помощь. Точно также Христос способен спасти от страха каждого из нас, если мы искренне попросим Его об этом, решившись внутренне быть со Спасителем и во дни скорби, и во дни радости.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Игумения Емилия Верхо-Харьковская и ее семья

Фото: Нина / Pexels
В большом дворянском имении под Харьковом в начале 19-го века жила семья помещиков Степановых — Иван Иванович, отставной майор, супруга его, Надежда Мироновна, и их дети. Жили мирно, дружно. Но когда их старшей дочери, Елизавете исполнилось семнадцать, между нею и родителями возникло разногласие. Да ещё какое! Давно уже Иван Иванович и Надежда Мироновна определили судьбу Лизоньки — молодая дворянка должна блистать в свете и, конечно, удачно выйти замуж за богатого и знатного человека. Но вот незадача — оказалось, что Елизавета такого будущего для себя совсем не желала. Недавно дочь с волнением сообщила, что хочет принять монашеский постриг и провести свои дни в молитвах в какой-нибудь уединённой обители.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были людьми верующими, глубоко преданными Богу и Православной Церкви. В вере и христианском благочестии воспитывали они и своих четверых детей — дочерей, Елизавету и Варвару, и сыновей, Павла и Михаила. Во всём старались служить им добрым примером: строго соблюдали посты, усердно посещали храм, творили милостыню. Однако о монашеской стезе ни для кого из своих детей не помышляли. Как и большинство родителей, мечтали благополучно устроить их в обычной, мирской жизни. Вот и для старшей своей, Лизоньки, с самого рождения её в 1810-м году, собирали отец и мать богатое приданое.
Иван Иванович и Надежда Мироновна были уверены, что решение дочери о монашестве — спонтанное, неокончательное, продиктованное, быть может, горем, которое случилось в семье Степановых: после тяжёлой болезни отошла ко Господу Варенька, их младшая дочь. После её кончины Елизавета почти перестала выходить из своей комнаты. Постоянно молилась и читала Евангелие. Родители, желая утешить Лизу, решили дать дочери возможность поближе узнать монастырскую жизнь. Надеялись, что, увидев в какой строгости и послушании живут монахи, Лиза изменит своё решение. Надежда Мироновна взяла Елизавету в поездку по святым местам. Мать и дочь посетили Киев, Воронеж, Задонск, Глинскую пустынь. Однако, вернувшись домой, Елизавета ещё твёрже заявила о намерении принять постриг. Это решение расстроило родителей, но дочь они поддержали. Вместе выбрали обитель — Борисовскую Тихвинскую женскую пустынь в Курской губернии. В июле 1827-го года Степановы привезли туда дочь. Имение их находилось довольно близко, поэтому отец и мать часто навещали Елизавету. И каждый раз ехали к дочери с надеждой, что монастырские труды и строгость жизни охладили, наконец, её рвение к иночеству.
Однако шло время, а Лизонька не собиралась покидать обитель. В 1833-м году она постриглась в рясофор — первую ступень монашества. Родителям всё ещё сложно было принять выбор дочери. Но однажды, по пути в Харьков, в их имении остановилась великая княгиня Елена Павловна. Несколько дней провела она в доме Степановых. Расспрашивала Ивана Ивановича и Надежду Мироновну о их жизни, о детях. Со слезами поведали они о том, что старшая их дочь живёт в монастыре. Елена Павловна утешила Степановых. «Не скорбите, а радуйтесь, что дочь ваша в обители, — сказала она. — Если бы земной царь потребовал её к себе, вы бы, конечно, порадовались такой счастливой участи. Тем более должны радоваться, что её призвал к себе Царь Небесный». Родители Елизаветы согласились с простыми и мудрыми словами великой княгини. Они от всего сердца благословили дочь на иноческий путь.
В 1845-м году Елизавета Степанова приняла монашеский постриг в малую схиму с именем Емилия. Отец и мать её к тому времени отошли ко Господу, и матушка Емилия с благодарностью и любовью поминала их в своих молитвах. Её братья, Михаил и Павел, в память о родителях построили на унаследованных землях женский Верхо-Харьковский Николаевский монастырь. А их сестра, монахиня Емилия, стала игуменьей этой обители, и до конца своих дней прожила там в духовных подвигах и молитвах о своей семье.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Участвовать в акции «Пасха глазами детей» и поддержать Вику из Красноярска

В эти Светлые пасхальные дни Фонд «География Добра» запустил акцию «Пасха глазами детей». Его команда собрала трогательные рисунки учеников художественной школы в Костромской области и сделала на их основе душевные праздничные открытки. На сайте «Географии Добра» есть возможность выбрать любую из таких открыток, затем указать адрес доставки и внести благотворительный взнос. Таким образом вы сможете поделиться с близкими пасхальной радостью и совершить доброе дело. Собранные в рамках акции средства отправятся на помощь подопечной фонда – 11-летней Вике Дубровской из города Красноярска.
У Вики проблемы с двигательным развитием, поэтому любые движения даются ей непросто. Мало-помалу, с поддержкой родных и врачей, девочка проходит свой путь к полноценной жизни. Сегодня Вика делает шаги у опоры, учится в обычной школе и отлично плавает. Ещё будучи маленькой, она спокойно проплывала под водой расстояние в 12 метров!
Одно из любимых увлечений девочки – конструкторы. Только собирать детали у неё получается с трудом. У Вики плохо двигаются кисти рук и пальцы. Операция может всё исправить. После неё Вика будет не только более ловко управляться с конструктором, но ещё и самостоятельно чистить зубы, застёгивать пуговицы и крепко держаться за опору во время ходьбы. Операция дорогостоящая, поэтому Фонд «География Добра» помогает семье Вики собрать необходимую сумму.
Каждый может стать частью этого доброго дела. Присоединяйтесь к акции «Пасха глазами детей». Дарите близким пасхальные открытки и хорошее настроение и вносите свой вклад в помощь Вике из Красноярска. Узнайте об этом больше на сайте Фонда «География Добра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов