Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
— Видел я сегодня Ваню Лаевского. Трудно живётся человечку. Материальная сторона жизни неутешительна. А главное, психология одолела. Жаль парня.
— Вот уж, кого мне не жаль. Если бы этот милый мужчина тонул, то я бы ещё палкой подтолкнул.
— Неправда, ты бы этого не сделал.
— Почему ты так думаешь? Я так же способен на доброе дело, как и ты.
— Разве утопить человека — доброе дело?
— Лаевского — да.
Весьма жестокое высказывание, не правда ли? Что же за человек этот Лаевский, если о нём говорят такое? В сущности, конечно, — не самый приятный тип. Увёл чужую жену. А теперь ещё и жизнью недоволен — жалуется, что разлюбил, что всё ему не мило, и хорошо бы вообще всё бросить и сбежать подальше из сонного приморского городка на Кавказе, где он когда-то так надеялся стать счастливым. Иван Лаевский и барон Николай фон Корен, который так нелестно о нём отзывается — герои кинофильма «Плохой хороший человек». Под таким названием в 1973 году режиссёр Иосиф Хейфиц экранизировал повесть Антона Павловича Чехова «Дуэль». Фрагмент из этого фильма прозвучал в начале нашей программы. В центре сюжета — противостояние двух главных героев. Каждый из них считает другого воплощением всего плохого, что только может быть в человеке. Лаевский противен фон Корену своей мягкотелостью, своеобразным пониманием морали и нравственности и соответствующим образом жизни. Барон, в свою очередь, в глазах Лаевского выглядит категоричным идеалистом, для которого прав тот, кто сильнее. Эта взаимная неприязнь, поначалу молчаливая, однажды и приводит героев к трагической развязке. Между ними происходит дуэль.
Иосиф Хейфиц в своей картине филигранно вырисовывает душевные качества персонажей. А своё собственное отношение к ситуации высказывает уже в самом названии, которое выбрал для фильма. Режиссёр говорил: «Странно вроде бы звучит! Уверен, что прока́тчики на афишах прибавят букву „И“ — „Плохой и хороший“, — как будто речь идёт о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идёт об одном...»
Но разве такое возможно? Как может один и тот же человек оказаться и дурным, и добрым? На этот вопрос, вслед за Чеховым, и попытался ответить Иосиф Хейфиц в своей картине. Разобраться в этой не только психологической, но и духовной дилемме зрителям помогают второстепенные герои. Такие, например, как доктор Самойленко — радушный, готовый каждому от души помочь. Или молодой дьякон — простой, может быть, не особенно образованный, но в самом главном он оказывается куда мудрее рафинированного интеллектуала фон Корена. Так, например, в одном из эпизодов между ними происходит разговор о любви к ближнему и силе веры.
— Христос, надеюсь, заповедовал нам любовь разумную?
— В Христа же вы не веруете, зачем же вы так часто Его упоминаете?
— Верую. Но не по-вашему.
— Какая же это вера. А вот, у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что, когда в засуху идёт в поле дождя просить, берёт с собой дождевой зонтик. Чтобы его на обратном пути дождик не промочил.
— Вот, вы всё учите, постигаете пучины моря, на дуэли вызываете. А всё остаётся на своём месте. А поглядите, какой-нибудь слабенький старец святым духом пролепечет одно только слово — и полетит у вас всё вверх тормашками.
Но мы, кажется, совсем забыли про дуэль! Она состоится. А чем закончится — вы обязательно узнаете, если посмотрите фильм Иосифа Хейфица «Плохой хороший человек». Кстати, в нём снимались замечательные актёры — Анатолий Папанов в роли доктора Самойленко, Олег Даль в роли Лаевского, а барона фон Корена сыграл Владимир Высоцкий. Режиссёр вспоминал, что Владимир Семёнович, пытаясь понять характер своего персонажа, постоянно говорил: «Ну, что же, он такой мерзавец?! Ну, неужели в нём нет ничего хорошего?». Уверен, что, в конце концов, он нашёл ответ на этот вопрос. Найдём его и мы, посмотрев картину «Плохой хороший человек» — фильм о грехе, покаянии, преображении, прощении и победе над гордыней.
Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…
В этом году Россия празднует великий юбилей! Это событие и для Столицы — Москва готовится к празднику с 2010-го года, — и для…
За святителем Лукой Крымским всегда наблюдал кто-то из органов безопасности. Однажды в Сибири в Туруханской ссылке его вызвали в отдел…
Служба инспектором в Новгородской духовной семинарии в 1906 году оказалась для монаха Петра Зверева, будущего архиепископа Воронежского,…
This website uses cookies.