
Пусть первым знаком нашей сегодняшней встречи, друзья, с поэтом далекого прошлого — сразу же станет его стихотворение.
Над видимым миром мы знаем другой,
Мир сущий вкруг нас и над нами.
Тот мир познаём мы лишь чуткой душой,
Не видим земными очами.
Тот мир не пространство небес голубых,
Не света дневного потоки,
Не воздух, не звёзд хороводов ночных
Искрящийся отблеск далёкий.
Тот мир не несёт на себе тех оков,
Которых привычно нам бремя.
Незримому миру бесплотных духов
Не узы, не место, не время.
Безследно те духи над нами парят,
Беззвучно меж нас пролетают,
И часто по воле Творца нас хранят,
По воле Творца нас спасают.
Граф Пётр Валуев, из книги «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года»
Петр Александрович появился на свет, когда Пушкину было шестнадцать, а отошёл к Господу в год рождения Пастернака, за десять лет до смены столетий. Он был супругом дочери Николая Карамзина, другом Михаила Лермонтова, а ещё — одним из прототипов пушкинского Петра Гринёва в «Капитанской дочке».
В годы правления императора Александра II бывший либерал, ставший твёрдым государственником, — Петр Валуев занимает пост Министра внутренних дел, а завершает своё государственное служение — председателем Совета министров.
Новому царю-Миротворцу, сменившему убитого террористами царя-Освободителя, уникальный валуевский опыт ведения дел, увы, не пригодился. Пётр Александрович плотно ушёл в писание своего уникального, к счастью изданного в 20-м веке «Дневника», в талантливую прозу (её ценил Иван Гончаров) и — в проникновенные духовные стихи.
«Да хранит тебя Бог!» — говорим, расставаясь,
Мы тому, с кем прощанье нам сердце щемит;
И когда мы расстались, — к нему обращаясь,
Наше сердце не раз те ж слова повторит.
Чтобы выразить лучшие чувства участья,
Чтоб молитвой обнять пожелания счастья,
Не могло б наше сердце и ум бы не мог
Найти слов лучше слов: «Да хранит тебя Бог!»
Жаль, что изданный Валуевым в 1884-м году хрестоматийный «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года» до сих пор не переиздан. Автор-составитель включил в него наряду с выдержками из Библии и духовной поэзии своих современников — собственные молитвенные стихи. Это была бы воистину современная и утешительная книга.
Не о себе одном горячую молитву
К Тебе, Господь, я днесь смиренно возношу.
Ты дал мне крест; вести Ты дал мне с жизнью битву:
И битву я веду, и крест свой я несу.
Но Ты не одного в пути меня оставил.
Ты спутников мне дал; Ты в душу мне вложил
Способность их любить; Ты сердце мне наставил
И пламенем любви его благословил.
О них молю, Господь! За них и сердце бьётся,
И ум упорною тоскою угнетён.
Молю, — да благодать Твоя на них прольётся,
И путь их здесь Тобой да будет озарён.
Иных уж нет со мной; но живы пред Тобою
И те, кто на пути, и те, кем путь земной
Уж пройден. Всех могу обнять двойной мольбою:
Благослови живых — усопших упокой!
Граф Петр Валуев, из книги «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года».
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема