Учёного-зоолога, натуралиста и писателя, профессора Петра Александровича Майнтефеля ученики часто называли не по имени-отчеству, а доверительно, по-домашнему — дядя Петя. Его глубокими знаниями о природе восхищался Константин Паустовский. Он писал о Майнтефеле: «Каждую птичью повадку знает. И может объяснить. Нет в стране другого такого знатока. Просто волшебный старик!» Пётр Александрович и правда был похож на доброго волшебника: длинная седая борода, глаза всегда искрятся улыбкой. А главное — он любил не только природу, но и людей. И действительно совершал чудеса. Например, превращал беспризорников и трудных подростков в выдающихся учёных.
Пётр Мантейфель сам был подростком, когда впервые почувствовал тягу к изучению окружающего мира. Детство он провёл в семейном родовом поместье — усадьбе Вихрово Серпуховского уезда. Родители, дворяне из старинного рода, переехали туда почти сразу после рождения сына в 1882-м году. Вокруг были живописные луга и лес. Мама водила туда мальчика на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Животный мир особенно увлекал Петю. Затаившись, он наблюдал за полевыми мышами, зайцами, куропатками, ястребами. Наблюдения записывал в тетрадь.
После окончания реального училища, в 1902-м, Пётр поступил в главное учебное заведение Российской империи, где изучали живую природу — Московский сельскохозяйственный институт, ныне — Тимирязевская академия. Сразу после выпуска Пётр занялся научной работой. В экспедициях он изучал фауну Южного Казахстана и Центральной России, побывал в Киргизии и на Горном Алтае. В 1914-м году вернулся в Москву. А буквально через несколько дней началась Первая Мировая война. Пётр ушёл на фронт. Во время одного из боёв его рота понесла большие потери и неминуемо попала бы в плен. Но Мантейфель сумел увести оставшихся бойцов и укрыть в лесу. Он спас солдат — хорошо зная дикую природу, не дал им погибнуть и вывел к своим.
После Октябрьской революции началась Гражданская война. Мантейфеля мобилизовали в Красную армию, где он прослужил до 1922-го года. Профессиональную деятельность после длительного перерыва Пётр Александрович возобновил в качестве заместителя директора по научной части Московского зоопарка. Тогда ему было 42, война оставила свой след —Мантейфель поседел, и походил на добродушного дедушку. Беспризорники на московских улицах так и кричали ему вслед: «Дедушка, дай денежку!» Их было много в те годы — ребят, оставшихся без присмотра. У кого-то родители погибли на войне, а чьих-то отцов и матерей большевики отправили в тюрьмы или расстреляли. Маленькие голодные попрошайки и воришки ночевали в подвалах. У Петра Александровича сжималось сердце, когда он видел на улицах несчастных ребят. Ему хотелось им помочь. И он придумал, как это сделать.
В 1924-м году Пётр Мантейфель организовал при Московском зоопарке Кружок юных биологов зоопарка, который в обиходе стали называть аббревиатурой КЮБЗ. Туда, под своё крыло, Пётр Александрович собирал бесприютных московских ребят. У него получалось их вдохновить. Слушая рассказы учёного о природе, подростки начинали интересоваться зоологией. Вчерашние беспризорники становились юными натуралистами. Тех, кому совсем некуда было пойти, Мантейфель устроил жить при зоопарке. Организовал юннатам питание в столовой для сотрудников. У каждого из ребят имелись свои обязанности. Беспризорницей пришла когда-то в кружок Мантейфеля известная детская писательница-анималист Вера Чаплина. Она вспоминала: «Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц; научным сотрудникам — наблюдать за животными, записывали в дневники их поведение, взвешивали малышей и следили за их ростом». Пётр Александрович проводил с подопечными теоретические занятия. Вместе с юннатами Мантейфель сделал открытие — создал необходимые условия для разведения в неволе соболя — ценнейшего пушного зверя.
«Дядя Петя» — называли ребята учёного, который стал им не только наставником, но и родным человеком. Многие из юннатов позже, получив профильное образование, приходили на работу в зоопарк. Пётр Мантейфель воспитал немало уникальных специалистов и видных учёных. Так, например, учениками «Дяди Пети» были зоолог и зоогеограф Александр Кузякин, первый исследователь амурского тигра Лев Капланов и многие другие. И когда бывших воспитанников Петра Александровича просили рассказать об их учителе, из их уст в адрес Мантейфеля часто звучало одно и то же слово — «человеколюбивый».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема











