
Учёного-зоолога, натуралиста и писателя, профессора Петра Александровича Майнтефеля ученики часто называли не по имени-отчеству, а доверительно, по-домашнему — дядя Петя. Его глубокими знаниями о природе восхищался Константин Паустовский. Он писал о Майнтефеле: «Каждую птичью повадку знает. И может объяснить. Нет в стране другого такого знатока. Просто волшебный старик!» Пётр Александрович и правда был похож на доброго волшебника: длинная седая борода, глаза всегда искрятся улыбкой. А главное — он любил не только природу, но и людей. И действительно совершал чудеса. Например, превращал беспризорников и трудных подростков в выдающихся учёных.
Пётр Мантейфель сам был подростком, когда впервые почувствовал тягу к изучению окружающего мира. Детство он провёл в семейном родовом поместье — усадьбе Вихрово Серпуховского уезда. Родители, дворяне из старинного рода, переехали туда почти сразу после рождения сына в 1882-м году. Вокруг были живописные луга и лес. Мама водила туда мальчика на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Животный мир особенно увлекал Петю. Затаившись, он наблюдал за полевыми мышами, зайцами, куропатками, ястребами. Наблюдения записывал в тетрадь.
После окончания реального училища, в 1902-м, Пётр поступил в главное учебное заведение Российской империи, где изучали живую природу — Московский сельскохозяйственный институт, ныне — Тимирязевская академия. Сразу после выпуска Пётр занялся научной работой. В экспедициях он изучал фауну Южного Казахстана и Центральной России, побывал в Киргизии и на Горном Алтае. В 1914-м году вернулся в Москву. А буквально через несколько дней началась Первая Мировая война. Пётр ушёл на фронт. Во время одного из боёв его рота понесла большие потери и неминуемо попала бы в плен. Но Мантейфель сумел увести оставшихся бойцов и укрыть в лесу. Он спас солдат — хорошо зная дикую природу, не дал им погибнуть и вывел к своим.
После Октябрьской революции началась Гражданская война. Мантейфеля мобилизовали в Красную армию, где он прослужил до 1922-го года. Профессиональную деятельность после длительного перерыва Пётр Александрович возобновил в качестве заместителя директора по научной части Московского зоопарка. Тогда ему было 42, война оставила свой след —Мантейфель поседел, и походил на добродушного дедушку. Беспризорники на московских улицах так и кричали ему вслед: «Дедушка, дай денежку!» Их было много в те годы — ребят, оставшихся без присмотра. У кого-то родители погибли на войне, а чьих-то отцов и матерей большевики отправили в тюрьмы или расстреляли. Маленькие голодные попрошайки и воришки ночевали в подвалах. У Петра Александровича сжималось сердце, когда он видел на улицах несчастных ребят. Ему хотелось им помочь. И он придумал, как это сделать.
В 1924-м году Пётр Мантейфель организовал при Московском зоопарке Кружок юных биологов зоопарка, который в обиходе стали называть аббревиатурой КЮБЗ. Туда, под своё крыло, Пётр Александрович собирал бесприютных московских ребят. У него получалось их вдохновить. Слушая рассказы учёного о природе, подростки начинали интересоваться зоологией. Вчерашние беспризорники становились юными натуралистами. Тех, кому совсем некуда было пойти, Мантейфель устроил жить при зоопарке. Организовал юннатам питание в столовой для сотрудников. У каждого из ребят имелись свои обязанности. Беспризорницей пришла когда-то в кружок Мантейфеля известная детская писательница-анималист Вера Чаплина. Она вспоминала: «Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц; научным сотрудникам — наблюдать за животными, записывали в дневники их поведение, взвешивали малышей и следили за их ростом». Пётр Александрович проводил с подопечными теоретические занятия. Вместе с юннатами Мантейфель сделал открытие — создал необходимые условия для разведения в неволе соболя — ценнейшего пушного зверя.
«Дядя Петя» — называли ребята учёного, который стал им не только наставником, но и родным человеком. Многие из юннатов позже, получив профильное образование, приходили на работу в зоопарк. Пётр Мантейфель воспитал немало уникальных специалистов и видных учёных. Так, например, учениками «Дяди Пети» были зоолог и зоогеограф Александр Кузякин, первый исследователь амурского тигра Лев Капланов и многие другие. И когда бывших воспитанников Петра Александровича просили рассказать об их учителе, из их уст в адрес Мантейфеля часто звучало одно и то же слово — «человеколюбивый».
Все выпуски программы Жизнь как служение
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема