
Учёного-зоолога, натуралиста и писателя, профессора Петра Александровича Майнтефеля ученики часто называли не по имени-отчеству, а доверительно, по-домашнему — дядя Петя. Его глубокими знаниями о природе восхищался Константин Паустовский. Он писал о Майнтефеле: «Каждую птичью повадку знает. И может объяснить. Нет в стране другого такого знатока. Просто волшебный старик!» Пётр Александрович и правда был похож на доброго волшебника: длинная седая борода, глаза всегда искрятся улыбкой. А главное — он любил не только природу, но и людей. И действительно совершал чудеса. Например, превращал беспризорников и трудных подростков в выдающихся учёных.
Пётр Мантейфель сам был подростком, когда впервые почувствовал тягу к изучению окружающего мира. Детство он провёл в семейном родовом поместье — усадьбе Вихрово Серпуховского уезда. Родители, дворяне из старинного рода, переехали туда почти сразу после рождения сына в 1882-м году. Вокруг были живописные луга и лес. Мама водила туда мальчика на долгие прогулки, рассказывала о растениях и животных. Животный мир особенно увлекал Петю. Затаившись, он наблюдал за полевыми мышами, зайцами, куропатками, ястребами. Наблюдения записывал в тетрадь.
После окончания реального училища, в 1902-м, Пётр поступил в главное учебное заведение Российской империи, где изучали живую природу — Московский сельскохозяйственный институт, ныне — Тимирязевская академия. Сразу после выпуска Пётр занялся научной работой. В экспедициях он изучал фауну Южного Казахстана и Центральной России, побывал в Киргизии и на Горном Алтае. В 1914-м году вернулся в Москву. А буквально через несколько дней началась Первая Мировая война. Пётр ушёл на фронт. Во время одного из боёв его рота понесла большие потери и неминуемо попала бы в плен. Но Мантейфель сумел увести оставшихся бойцов и укрыть в лесу. Он спас солдат — хорошо зная дикую природу, не дал им погибнуть и вывел к своим.
После Октябрьской революции началась Гражданская война. Мантейфеля мобилизовали в Красную армию, где он прослужил до 1922-го года. Профессиональную деятельность после длительного перерыва Пётр Александрович возобновил в качестве заместителя директора по научной части Московского зоопарка. Тогда ему было 42, война оставила свой след —Мантейфель поседел, и походил на добродушного дедушку. Беспризорники на московских улицах так и кричали ему вслед: «Дедушка, дай денежку!» Их было много в те годы — ребят, оставшихся без присмотра. У кого-то родители погибли на войне, а чьих-то отцов и матерей большевики отправили в тюрьмы или расстреляли. Маленькие голодные попрошайки и воришки ночевали в подвалах. У Петра Александровича сжималось сердце, когда он видел на улицах несчастных ребят. Ему хотелось им помочь. И он придумал, как это сделать.
В 1924-м году Пётр Мантейфель организовал при Московском зоопарке Кружок юных биологов зоопарка, который в обиходе стали называть аббревиатурой КЮБЗ. Туда, под своё крыло, Пётр Александрович собирал бесприютных московских ребят. У него получалось их вдохновить. Слушая рассказы учёного о природе, подростки начинали интересоваться зоологией. Вчерашние беспризорники становились юными натуралистами. Тех, кому совсем некуда было пойти, Мантейфель устроил жить при зоопарке. Организовал юннатам питание в столовой для сотрудников. У каждого из ребят имелись свои обязанности. Беспризорницей пришла когда-то в кружок Мантейфеля известная детская писательница-анималист Вера Чаплина. Она вспоминала: «Мы помогали служителям убирать клетки, кормить зверей и птиц; научным сотрудникам — наблюдать за животными, записывали в дневники их поведение, взвешивали малышей и следили за их ростом». Пётр Александрович проводил с подопечными теоретические занятия. Вместе с юннатами Мантейфель сделал открытие — создал необходимые условия для разведения в неволе соболя — ценнейшего пушного зверя.
«Дядя Петя» — называли ребята учёного, который стал им не только наставником, но и родным человеком. Многие из юннатов позже, получив профильное образование, приходили на работу в зоопарк. Пётр Мантейфель воспитал немало уникальных специалистов и видных учёных. Так, например, учениками «Дяди Пети» были зоолог и зоогеограф Александр Кузякин, первый исследователь амурского тигра Лев Капланов и многие другие. И когда бывших воспитанников Петра Александровича просили рассказать об их учителе, из их уст в адрес Мантейфеля часто звучало одно и то же слово — «человеколюбивый».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Через боль к свету»
В этом выпуске своими историями о том, как через какие-то сложные испытания человек пришел к вере или переосмыслению жизни, поделились ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в городе Коммунар Ленинградской области священник Алексей Дудин.
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.